» »

Как искать прежде царствия божия. Истоки

20.12.2023

Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники (Мф. 6:32) , которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам . И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Царствие Божие не иное что есть, как вкушение будущих благ, т. е. созерцание и ведение Бога, сколько доступно это душе человеческой.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам

Увещевая не пещися душею, – потому что это свойственно язычникам, – Он присовокупил: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» , показывая, что если внимание твоей души будет устремлено к Богу, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но более того – Бог устроит так, что вместе с спасением души ты несомненно будешь обладать и этими (необходимыми земными благами). Ибо это – Он, Который отверзает руку Свою и наполняет все живое благоволением; Которому и Давид говорит: «Жатву и весну Ты создал еси я, (их)» (Пс.73:17) , говоря не только о видимых вещах, но и о духовных, посему и «жатву» он поставил перед «весной» : потому что если сначала не будет отсечения от неверных или дурных поступков и людей, ты не достигнешь весны, цветя добродетелями.

Омилия 26, произнесенная во время жатвы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам

Поставление одного дела прежде показывает, что допускается другое дело после. Следственно в изречении Господнем заключаются две мысли: одна открытая, другая сокрытая в слове: прежде . Мысль открытая: должно искать царствия Божия и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать и некоторых других предметов после. Таким образом из слова Христова открывается, что есть возможность, с успехом упражняться в деле небесном, в искании царствия Божия и правды Его, и, без вреда для сего дела, заниматься и делами земными, делами необходимыми, как-то: снисканием пропитания, одежды, жилища; – делами должными, как-то: исполнением обязанностей звания и службы в обществе человеческом; – делами полезными, или хотя только невинными, как-то: приобретением и употреблением разнообразных познаний в области природы и искусства, впрочем так, чтобы с сими египетскими сокровищами не погрязнуть в море житейском, но чтобы мудро и праведно похитить их у египтян, и употребить во славу Отца Небеснаго и во благо земных чад Его.

Слово в день обретения мощей прп. Сергия. 1850 г.

Прп. Серафим Саровский

Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам

Господь заповедует ученикам Своим: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам . Весть бо Отец ваш Небесный, яко всех сих требуете (Мф. 6:32) . Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что, по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, т.е. всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хощет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедает нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (Гал. 6:2) .

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Блаж. Августин

Блаж. Иероним Стридонский

Блаж. Феофилакт Болгарский

Прав. Иоанн Кронштадский

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

На пищу и питие сладкое смотри под образом праха и гноя, что они и действительно суть, и не пецысь, что тебе есть и пить. Ищи прежде Царствия Божия и правды Его - мира, святыни, любви со всеми, и Бог Сам приложит тебе всё нужное для тела.

Дневник. Том V. Март.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам . Как искать, во-первых, Царствия Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, - помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, - исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Аз свет в мире приидох, говорит Господь, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет (Ин. 12:46) . Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27) . Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, - помни, что первая наука каждого из вас - быть истинным христианином, искренне веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша.

Моя жизнь во Христе: Слово 860.

Евфимий Зигабен

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам

Прежде , т.е. прежде телесных нужд, или: преимущественно, особенно. Царством Божиим называет здесь наслаждение вечными благами, а правдою Его – оправдание от Него, т.е. чтобы Он Сам оправдал вас (или преуспевание в праведности, т.е. всецелой добродетели, чрез которую мы оправдываемся). Если вы будете просить того, что необходимо для души, то Он присовокупит и дарует то, что необходимо для тела. И как выше, где Он учил, как должно молиться, повелел прежде говорить: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, а потом уже: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 9-11). И не для того мы сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы, благоугодив Богу, наслаждаться вечными благами. Поэтому нужно особенно искать этого и сильно домогаться. Если мы не будем искать этого, то Бог и не даст; между тем как то, что необходимо для тела, будем ли мы искать, или не будем, все-таки получим ради поддержания тела, как и неверующие язычники. Посему и сказал: приложатся . Итак, не об этом должно заботиться, что мы получим и без заботы, но о том. Но если то, что необходимо для тела, Он дает, даже если мы не просим, то зачем Он повелел нам молиться о насущном хлебе? Конечно для того, чтобы посредством такой молитвы признавали, что питает нас Он, а не наша забота. И чтобы, признавая это, мы посредством благодарности становились к Нему ближе.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Ищите же прежде Царства Божия . Ищите, заботь­тесь, старайтесь прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях найти Царство Божие (ср.: примечание к Мф. 3:2), сделаться истин­ными членами Царства Христова, Царства истинной веры и надежды, Царства, в котором прежде всего должны быть удовлетворены потребности духовной природы человека.

И правды Его . Оправдания пред Богом, какое по заслугам Спасителя даруется всякому члену сего Цар­ства, - праведности пред Богом.

Приложится . Присоединится как бы в придачу и воздаяние за труды и искание Царства Божия. При­ложится - и чувственно, внешне, так как праведни­ки получают иногда и внешнее воздаяние, а особен­но внутренне, так как истинно ищущие Царства Бо­жия вполне и во всем довольны своим состоянием внешним и видимая скудость для них - истинное до­вольство.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Переведено точно, и однако не согласно с некоторыми кодексами. По русскому переводу выходит, что “его” относится к царству, т.е. ищите Царства Божия и правды этого Царства; между тем в некоторых греческих текстах, если бы местоимение “его” относилось к Царству (βασιλεία), то вместо αύτοΰ (муж. рода) стояло бы αυτής. Значит слово “Его” должно относиться к “Отец ваш на Небе”, и смысл выражения таков: ищите прежде Царства и правды Отца вашего небесного. В русском переводе это, впрочем, выражено тем, что “Его” напечатано с прописной буквы. Чтобы избежать всякой двусмысленности в греческом в нескольких кодексах прибавлено к την βασιλείαν - του θεοΰ (в Вульг. и лат. перев.: regnum Dei, et justitiam ejus); а в некоторых του θεού еще и после δικαιοσύνην, что излишне. Кодекс В перемещает: ищите прежде правды и Царства, - что, вероятно, вызвано тем соображением, что правда служит условием для вступления в Царство 5:20, и потому должна стоять впереди. Встречающееся у Оригена, Климента и Ефсевия изречение Христа: “просите многого и малое приложится вам; просите небесного и земное приложится вам”, объясняет смысл 33 стиха, но не вполне. “Ищите” здесь заменено “просите”. Люди должны прежде всего стремиться к тому, чтобы на земле наступило или появилось Царство и правда Божии, всячески содействовать этому своею жизнью, поведением и верою. Это в положительном смысле; в отрицательном - уклоняться от всякой неправды (лжи, обмана, показухи и проч.), где бы она ни существовала. Если бы такое стремление было общим, то все остальное, чего язычники так усердно ищут и о чем так много заботятся, появится без особенных трудов и забот. Опыт действительно показывает, что благосостояние среди людей появляется не тогда, когда они все свое внимание сосредоточивают в мирских интересах и своекорыстии, а когда ищут правды. Благосостояния людей никогда не отрицает Христос.

Троицкие листки

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Господь говорит только: Не предавайтесь излишним заботам о том, о чем обыкновенно люди заботятся; предпочитайте всем заботам одну, одного и ищите паче всего: Ищите же , никаких трудов не жалейте, прежде всего земного ищите Царства Божия , чтобы вам быть истинными сынами этого Царствия, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царства Божия на небе, ищите и правды Его , оправдания пред Богом, по заслугам Сына Божия; тогда все прочее, чего ищут люди, найдется само собой: и это все приложится вам , присоединится, как бы в придачу за труды ваши в искании Царствия Божия. Бог не оставит вас, не забудет, все, что нужно вам, пошлет, а наипаче подаст вам мир Божий и радость духовную. Тогда у вас всегда будет светло на душе, всегда будет чиста и спокойна совесть, довольно всем сердце, так что вы за все будете Бога благодарить. Ищите же - говорит Господь - прежде Царства Божия . «Следовательно, - пишет святитель Филарет, - после Царствия Божия не возбраняется искать и того, что необходимо для земной жизни; следовательно, искание Царствия Божия не принуждает всех бежать из мира в пустыню, не запрещает жить и трудиться в мире».

Троицкие листки. №801-1050.

Люди приходят в церковь со своими проблемами, скорбями, горем, радостью... Подавляющее большинство этих проблем связано с жизнью человека в семье, с отношениями между мужем и женой, между детьми и родителями, тёщей, свекровью и т. д. Ведь любой согласится: если здесь что-то не в порядке, то оказывается не в порядке и вся жизнь.

Господь Иисус Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). То есть все остальное, все земные проблемы, в том числе и проблемы в семье, решатся, если человек главным усилием своей жизни сделает поиск Царства Божия и правды Его. Если конечная цель всей земной жизни человека - в спасении и соединении с Богом, то цель брака должна быть подчинена смыслу жизни, и её можно выразить так: соединение двоих в единый духовно-телесный организм ради духовного возрастания и полноты бытия, ради спасения и соединения с Богом.

Как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: (1 Ин. 4, 16). В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать ему в вечности. Не потому, что его туда не пустят, но потому, что ему самому там нечего делать. Как человеку с расстроенным зрением нельзя смотреть на яркий свет, и он вынужден ходить в темных очках, так же и человеку, неспособному любить по-настоящему, болезненно, невозможно находиться в области того Света, Который есть Бог, есть Любовь. Выходит, главная задача человека в этой земной жизни - НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча - это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.

И самым строгим, самым лучшим экзаменатором здесь становится для человека семейная жизнь. Чем дальше человек находится от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Не так уж трудно совершать добрые дела, говорить слова любви тому, с кем мы встречаемся время от времени. Чем человек становится ближе, тем делать это уже сложнее. Каждый стремится выглядеть перед другим в выгодном для себя свете, стараясь прикрыть негативные стороны, не выставлять их напоказ, а близкие нам люди оказываются перед нами наиболее открытыми, все их недостатки высвечены, потому-то их гораздо труднее терпеть и прощать.

Любить дальнего гораздо легче, чем любить ближнего. Но любовь к дальнему не может быть глубокой. Получается странный парадокс: семья должна быть основана на любви ее членов друг к другу. И любовь здесь должна расти и совершенствоваться. Но в то же время именно в семье она подвергается таким испытаниям, через какие не проходит больше нигде. Никакая лютая ненависть не сравнится с той, которая порой царит между членами семьи, утратившими любовь. Очень метко заметил Герцен: "Самое свирепое животное в своей норе с детенышами бывает кротким и ласковым; человек же, наоборот, именно в своей семье становится хуже самого свирепого животного". Слава Богу, так бывает не всегда, но все-таки часто.

То, о чем говорилось до сих пор, относится к любой семье. Что же в корне отличает православную семью от неправославной? Нехристианскую семью создают двое - муж и жена. Между ними возникают отношения, которые впоследствии будут подвергаться различным искушениям. И очень трудно этим отношениям выстоять и стать святыми; поэтому так редко мы видим счастливые неправославные семьи.

Давайте представим себе, что кому-то пришлось жить с такой женой или с таким мужем, страшнее которых нет ничего на свете. Что делать? Разводиться? Чаще всего люди так и поступают, тем более что сейчас это сделать довольно легко. Если в давние времена развод был связан с какими-то очень большими проблемами, сложными даже чисто технически, то сейчас такие проблемы сведены к минимуму.

В Православной же Церкви все иначе. Раз женился - живи. Жена у тебя плохая, страшнее нее нет ничего на свете, а ты живи с ней! Трудно? Конечно. В подтверждение можно и Священное Писание привести. В Книге Притчей Соломоновых, например, говорится: Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме или: Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою (Притч. 21, 9, 19). И тем не менее Господь Иисус Христос категорически запретил развод. Уважительная причина, по которой развод возможен, по словам Христа, - это если один из супругов не верен другому, прелюбодействует: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). И то не потому разрешил, что эта причина является уважительной для развода, а потому что развод фактически уже состоялся - измена сама разрушает брак. Достаточно трудно требовать от людей, чтобы они сохраняли то, чего уже по существу нет.

Что же делать, если жена, скажем, сварливая или муж - алкоголик или деспот страшный? Как терпеть? Ведь когда люди женятся или выходят замуж, в большинстве случаев им представляется, что они любят друг друга; они совершенно не предполагают, что обнаружат в супруге после того, как поживут некоторое время вместе. Поэтому очень часто невеста, которая представлялась прекраснейшей женой в будущем, становится той самой нехорошей женой, страшней которой нет ничего на свете. Так как же быть, когда любовь умерла? Стоит ли мучить друг друга? И ради чего?

Снова вспомним слова апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). И если я связан с каким-то человеком чувством долга, но в то же время любви к нему не чувствую, то это не значит, что ее и не будет. Хочу ли я, чтобы любовь появилась во мне или не хочу? С тем, что в семье нужна любовь, согласятся и верующие, и неверующие, а вот к тому, как быть, если ее не хватает, у них подход различный. Для неверующего: раз нет любви, надо разводиться; а для верующего: раз нет любви, ее надо добиваться, сделать все, чтобы она появилась.

Очень горько, невыносимо тяжело бывает человеку обнаружить, что тот, кто, казалось, стал самым близким человеком, на самом деле совсем не близок, что от былых чувств не осталось и следа. Что делать? Сразу же следует для себя решить: как бы там ни было, но других вариантов нет и быть не должно. О них даже запрещено мечтать. Сам Господь тебя свел с этим человеком. На вопрос фарисеев: Позволительно человеку разводиться с женою своею? - Спаситель ответил: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Только Сам Господь может тебя разлучить с тем человеком, с которым свел, если увидит, что это нужно, и Он найдет способ изменить для этого что-то в нашей жизни. Наши же собственные усилия должны быть направлены только на то, чтобы научиться любить своего супруга новой любовью, уже не той, которая была раньше. Ведь очень часто человек до брака любит не того, кто перед ним, а того, кого он создал в своем воображении, и того, кем тот пытался казаться. А теперь обнаруживается, что это другой человек, и этого другого человека нужно любить, а любви-то и нет. Вот какую любовь нужно просить у Бога.

Можно привести такой пример. Человек верующий, православный женился, и жена у него верующая. Все у них было, как положено: и влюбленность была, и даже перед тем, как расписаться и обвенчаться, они ездили к старцу брать благословение. А потом, когда брак состоялся, в семье сложилось все, как описано выше, и муж от всего сердца мог бы повторить слова Иисуса, сына Сирахова: Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою (Сир. 25, 18). Спустя год появились у мужа мысли: "Так тяжело. Ничего у нас не клеится. Будь я неверующим, неправославным, то даже вопроса не возникло бы - разошлись бы. С такой радостью разошлись бы! Но ведь мы венчаны - нельзя!"

И что вы думаете? Прошло несколько лет, и сейчас у них очень хорошая семья. Все эти нестроения преодолелись, они сумели понять друг друга, Господь открыл им какие-то новые источники любви, и сейчас там и речи не идет ни о каком разводе. Есть дети. Конечно, наверное, проблемы возникают, как и у всех время от времени, но в общем-то они уже понимают, что друг без друга не смогут. А ведь посмотрите, на самом деле их сдержало только осознание христианского долга, понимание, что если тебя Господь связал с этим человеком, то ты теперь за него отвечаешь и никуда от ответа не убежишь. Если бы именно такое отношение к браку было у всех людей, сколько бы семей сохранилось!

Создавая семью, воистину "семь раз отмерь, а один отрежь", но если "отрезал", то уже всё: теперь ты знаешь, что, как бы там ни сложилось, жить с этим человеком придется всегда. Ты можешь лишь добиваться, чтобы снова появилась любовь. И она появится, если просить у Того, Кто Сам есть Любовь.

Научиться видеть себя таким, какой ты есть, можно только в семье. В браке двое соединяются в единый организм. В этом соединении происходит видение себя через другого. Святитель Григорий Богослов говорит: "Благодаря браку мы являемся ушами, руками и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную силу к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее становится богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви". Психологи пишут, да и по своему опыту мы знаем, что человек практически никогда, за редким исключением, не бывает тем, кто он есть на самом деле. Еще Шекспир сказал, что весь мир - театр, а люди в нем актеры, и это действительно так. Человек все время играет какую-то роль, и даже не единственную: одну - с друзьями, другую - на работе, третью - с соседями. И это вовсе не всегда лицемерие!

И наедине с самим собой он играет роль. А вот разобраться, кем на самом деле является человек, часто не могут не только окружающие, но и он сам. Это знает лишь Бог. И еще... семья! Потому что в семье человек долго играть не может. Здесь он в конце концов оказывается тем, кем является в действительности.

Так вот, если ты действительно хочешь знать себе цену, понять, чего ты стоишь на самом деле, не раздражайся на то, что говорят жена (муж) и дети, ибо они тебе дают истинную оценку, они действительно знают, чего ты стоишь. Конечно, бывает очень обидно, и гордый обижается: для всех он пророк, а в своей семье не пророк. Но если человек действительно стремится к совершенству, то должен понять: именно в семье ему укажут, над чем еще надо работать. Тот опыт, который человек получает в семье, бесценен.

В семье должно действовать правило: "Блаженней дающий берущего" или Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Блаженнее значит счастливее. Хотя слова "счастье" и "блаженство" не совсем синонимы, но все-таки эти понятия очень близки. То есть тот, кто дает, счастливей того, кто берет.

В более широком смысле "давать" означает "служить". Сам Господь сказал: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). И когда Он умывает ноги Своим ученикам, то дает нам пример, как надо строить свои отношения с другими: не ждать, чтобы тебе служили, а самому служить (см. Ин. 13, 4-5).

Разумеется, это не так просто. Мы хотим и ждем, чтобы служили нам, чтобы заботились о нас, помогали нам.

Ведь мы уже говорили о том, что человеческая природа падшая, то есть поврежденная со времен грехопадения. И одно из проявлений этой падшести заключается в том, что человек чаще всего бывает эгоистичен, он больше настроен на то, чтобы ему служили, а не на то, чтобы самому служить. И вот снова возвращаемся к семье. Семья это как раз и есть тот организм, члены которого служат друг другу. Если я смотрю на семью как на то, что доставляет мне определенное удобство, преимущество, комфорт, то есть служит мне, - моя семья будет несчастной. Если же семья - это объединение тех, кто намерен не брать себе, а отдавать себя, то здесь возможно подлинное счастье.

В семье мы должны научиться отдавать. Замечательному подвижнику Георгию Задонскому один человек написал письмо, где жаловался, что его никто не любит. Георгий ответил: "А разве есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили". Этим словам созвучно и изречение преподобного аввы Дорофея: "Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит, но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви".

Конечно, всем нам очень хотелось бы, чтобы нас любили, но это - как получится, за это с нас особо не спросится, когда придет Суд всей жизни. А вот о том, как мы любили, спросится. Семья как раз и является тем местом, где есть возможность научиться любить. В одной древней молитве есть такие слова: "Господи, удостой меня понимать, а не искать понимания; утешать, а не искать утешения; любить, а не искать любви". Чудесные слова! В том-то наша и беда, что мы сетуем на то, что нас не понимают, мы ищем утешения, мы хотим любви, а Церковь, Христос нам говорят, что должно быть как раз наоборот: сам утешай, сам понимай, сам люби!

Из книги протоиерея Бориса Балашова "Христос и мы". "Христианская жизнь", Клин, 2007

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Цитата из Библии. В Евангелие от Матфея (гл. 6 стр. 33) сказано: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".

Эта часть Евангелия от Матфея говорит о заботе и переживании:

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Примеры

" Воскресение" (1889 - 1899 гг.), ч. 3, гл. 28: "Ищите царства божия и правды его, а остальное приложится вам . А мы ищем остального и, очевидно, не находим его."

Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его

Проповедь в Оптиной Пустыни

С трашно, если все устремления человека обращены только на земное!
Что такое - человек без Бога? Иустин Сербский говорит: «Это лишь обломки человека. Одетая в униформу земля. Ходячий гроб из глины!»

И птицы небесные, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы - поют человеку прекрасную песнь о Боге!

И полевые лилии своей красотой напоминают человеку о неизреченной Красоте Небесной!

А он все выбирает мамону! Ищет лихорадочно - что есть и что пить, и во что одеться!

Человечество мертвой хваткой уцепилось за временное. А в Вечность осуетившееся сердце взглянуть не хочет, а порою уже и не может.

Весь мир, всю Вселенную, Царствие Небесное хочет дать Господь человеку, а тот зажал в своей руке жалкие земные ценности, фальшивые стекляшки и не хочет эту руку разжать, чтобы Господь вложил туда несметные Божественные дары, настоящие духовные жемчужины.

И озабочен он только одним: он ищет царствия земного и правды его, и считает, что все Небесное, Вечное, Божественное как-то само собой, по инерции, магически приложится к нему….

… Ну а все же - как это? Не заботьтесь - что есть, что пить, во что одеваться, как зарабатывать, где жить!! Как это? А дети? А семьи? А престарелые родители? А наши многочисленные обязанности? Все бросить? Всем уйти в леса? Всем стать как лилии полевые?

Конечно, Господь говорит тут о другом. Он говорит о многозаботливости, о неправильно расставленных жизненных акцентах.

… Страшно, когда вся жизнь человека сосредотачивается, фокусируется на земном: на добывании вкусного корма, на выстраивании блистательной карьеры, на погоне за большим достатком, на поиске сладкой славы.

Когда человек выбирает себе господином диавола и добровольно подклоняется под его мрачное ярмо, тогда око его души - нечисто! И свет его сердца - не свет, а ужасная тьма!

Что будем есть и пить? Как будем себя чувствовать? Каким будет наше завтра?? А у св. Николая Сербского есть такое выражение: «Господь говорит: Я ваше завтра!»

Полнота жизни там, где есть доверие Богу! Как говорит св.Григорий Нисский, - «Богатый простор веры!» Полнота жизни - там, где душа человека ищет прежде всего Царствия Божия и Правды Его! Душа ведь больше пищи и тело - одежды. «Свобода наступает лишь тогда, - говорит преп.Максим Исповедник, - когда душа ничего не ставит выше, чем знание Бога».

И вот это искание Царствия Божия, которое внутрь нас есть - самая главная задача любого человека, живущего на земле! Докопаться до своей души, начать возделывать и хранить ее, «пуститься в странствие в недра своего сердца» (как говорил Гоголь), и, самое главное, встретиться с Богом на благословенных глубинах души - вот цель нашего духовного делания! Это и есть динамика уподобления Богу!

По Божественному Промыслу, человеку, как носителю образа Божия, дано творческое задание, которое он призван исполнить в пределах своего земного пути: реализовать в себе подобие Божие, стяжать обожение!

И все мы будем когда-то спрошены - как мы употребили врученные нам таланты! Пытались ли стяжать в сердце творческую энергию Любви к Богу и ближним или закопали все в стремлении хорошо поесть, красиво одеться и закружить в земном танце!!

И это внутреннее делание стяжания в сердце благодати Святаго Духа доступно и возможно каждому христианину. Где бы он не жил - в мегаполисе или в далекой пустыни, в хибарке отшельника или в многоэтажном небоскребе.

Монах, удаляясь от мира, не выпадает из этого мира. Он сострадает миру! Живет трагедию этого мира! И он присутствует в нем. Причем присутствует более, чем активно - только на другом уровне. В молитвенном, духовном пространстве.

Подобно и мирянин - внешне живущей в суете мира может быть глубоко погружен во внутреннюю исихию. Старица Смарагда рассказывает: Сидит торговка, торгует чем-то, платок на глаза надвинут, а сама творит Иисусову молитву. Подходит к ней нищий и говорит тихо: «А ты бы попроще: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную . Тебе легче будет». Вот такие бывают торговки и нищие.

Понятие «мир», по святым отцам, означает «жить по страстям». «Не любить мира», «уйти из мира», «отречься от мира», «умереть для мира», - это значит умереть для греха и отречься от пагубного действия страстей!

Господь благословляет Своею Любовью наш падший, погруженный в себялюбие мир! Он молчаливо и кротко напоминает:

Рожайте детей, растите, кормите, их, но помните, что все вы сами - дети Небесного Отца!

Изобретайте новые технологии, но знайте, что Творец Вселенной - выше и мудрее всех земных технологий!

Лечите людей, помогайте им избавиться от болезней, но не забывайте, что Господь - Главный Врач и душ и телес наших!

Охраняйте границы Отечества от «нашествия иноплеменных», но не теряйте упование на Бога: «Аще не Господь сохранит град - всуе бде стрегий!»