» »

Реставрация иконы с чего начать. Как правильно чистить иконы – совет

28.06.2023

Реставрация икон - многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
. Свойства древесины и методы удаления вредителей;
. Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
. Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
. Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
. Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
. Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия - первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель - в соответствии со своими желаниями и целями.

Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция


2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация , то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону , поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.


Что такое реставрация икон?

Реставрация икон это восстановление целостности красочного слоя, левкаса и доски иконы и покрытие образа защитным слоем лака. Икона-живой организм, требующий постоянного наблюдения, ухода, а подчас и серьезного лечения.

Отчего происходят разрушения на иконе?

Чаще всего разрушения на иконе происходят от неправильных условий хранения. От частых перепадов температуры или недостаточной влажности могут образовываться трещины доски, левкаса и красочного слоя. От избыточной влажности на иконе могут появиться пятна грибка или плесени. Более того, со временем защитное покрытие иконы -олифа начинает темнеть, что тоже требует реставрационного вмешательства.

Из каких этапов состоит реставрация иконы?

Первый обязательный этап реставрации иконы- консервация или укрепление. Он производится для того, чтобы предотвратить возможные последующие разрушения.

Если доска повреждена жучком-точильщиком, проводятся работы по удалению жучка и восстановлению доски. Следующий этап- удаление поверхностных загрязнений. После этого проводится удаление старой потемневшей олифы, где необходимо производится восполнение грунта и дописи красочного слоя. Затем икона вновь покрывается защитным покрытием.


«Св. Дмитрий Солунский» Археологическая копия мозаики из Михайлова Златоверхого монастыря в Киеве. Х., м. А.В.Прахов. 1887г. ГИМ. Общий вид до реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

«Св. Дмитрий Солунский» Археологическая копия мозаики из Михайлова Златоверхого монастыря в Киеве. Х., м. А.В.Прахов. 1887г. ГИМ. После реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

«Архангел» Фрагмент росписи церкви Живоначальной Троицы села Скирки Максатихинского района, Тверской области. Н.x. X.м. После 1865 МиАР. Общий вид до реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

«Архангел» Фрагмент росписи церкви Живоначальной Троицы села Скирки Максатихинского района, Тверской области. Н.x. X.м. После 1865 МиАР. После реставрации. Подготовка к экспонированию. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

Какие иконы можно реставрировать?

В реставрации нуждаются иконы, имеющие видимые механические повреждения. В первую очередь, это шелушение, трещины красочного слоя и отставание грунта от доски. Утраты на иконе приводят к тому, что изображение на ней теряет свои эстетические качества. На икону с большими утратами, особенно в области лика, неудобно молиться.

Реставрировать икону необходимо, если на ней видны загрязнения. Это может быть потемнение защитного покрытия-олифы, сажа, копоть, мушиные засиды, пятна различного происхождения (воск, краска и т.д.)

Удаление старой потемневшей олифы и замена ее современными защитными покрытиями улучшит внешний вид иконы и сделает краски более яркими.

При неправильных условиях хранения может начать разрушаться не только древний образ, но и недавно написанная икона. Работы по реставрации современных икон также производятся в нашей мастерской.

Как определить возраст иконы?

Определение сюжета, возраста и места написания иконы называется атрибуцией. Этот навык требует больших профессиональных знаний. Если вы хотите узнать время написания вашей иконы, получить более подробные сведения об иконографии и месте ее создания, то наши специалисты составят для Вас атрибуционную справку. Эти данные необходимы для формирования более точного плана реставрационных работ. Кроме того, атрибуция поможет установить потенциальную ценность Вашей иконы.

Можно ли восстановить утраченное золочение?

Наши профессиональные позолотчики восстановят золочение и серебрение на иконе, возобновят или сделают заново позолоту металлических окладов и деревянных киотов.

Сколько стоит реставрация иконы?

Определит стоимость реставрации иконы только профессиональный мастер-реставратор после визуального осмотра повреждений. В нашей мастерской реставрация иконы стоит в среднем от 5 до 50 тысяч рублей, в особенно сложных случаях стоимость реставрации может быть увеличена.

Что делать, если сохранилась только доска от иконы?

Наши специалисты грамотно подготовят доску для написания новой иконы и напишут новую икону по Вашему заказу.

Как отреставрировать икону самостоятельно?

Реставрировать икону без специальных навыков ни в коем случае нельзя. Нарушив технологию реставрации, можно навсегда погубить икону. Однако в нашей мастерской проводится обучение реставрации икон. После обучения или в процессе обучения вы сможете самостоятельно отреставрировать свою икону.


«Архангел Гавриил» из композиции «Благовещение» Архиологическая копия мозаика из храма Св.Софии в Киеве Х..м. А.В.Прахов 1881-1885гг. ГИМ. Общий вид до реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в боковом освещении.

«Архангел Гавриил» из композиции «Благовещение» Архиологическая копия мозаика из храма Св.Софии в Киеве Х..м. А.В.Прахов 1881-1885гг. ГИМ. Общий вид после реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в боковом освещении.

Существуют ли правила хранения икон?

Для лучшей сохранности Вашей иконы важно соблюдать ряд правил. Необходимо защитить икону от воздействия перепадов температуры и влажности. Для этого лучше всего поместить икону в киот, который создаст воздушный буфер, позволяющий смягчить микроклимат вокруг иконы. Нежелательно ставить иконы над обогревательными приборами и в помещениях с повышенной влажностью. Более подробные рекомендации, касающиеся конкретного памятника, Вы получите при обращении к нашим мастерам-реставраторам.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

28.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Если у вас есть старинная икона и вам кажется, что неплохо было бы ее отреставрировать, нужно понять, является ли это желание правильным, или можно никуда не спешить, более того - ничего с ней не делать.

Я часто сталкиваюсь с тем, что обычные люди, имеющие в своем доме старинные образы святых, доставшиеся им, как правило, по наследству, от бабушек и дедушек, или от родителей, в какой-то момент остро озабочиваются вопросом их сохранения и почему то им вдруг приходит в голову, что любая старинная икона непременно требует от них какого-то физического участия, вмешательства.

В ход подчас идут самые разные действия, часть из которых абсолютно бесполезны, но есть и такие чудаки, которые в своих изысканиях идут дальше и увы, наносят непоправимый урон ценным памятникам старины, причем, что самое обидное, в этих вмешательствах не нуждавшихся!

Этот материал я специально пишу для тех «горячих голов», кто как раз ощущает в себе необоримую энергию «реставратора-спасителя», дабы предотвратить очередную порчу старинных икон, которые, слава Богу, прожили более столетия без их участия и уж как-нибудь просуществуют еще какое-то время без «мастеров» с «умелыми ручками», не имеющих и малейшего представления о том, чего делать надо, а чего категорически не рекомендуется.

Попробую провести краткий ликбез для тех, кто интересуется вопросами сохранения предметов старины и хочет хоть немножко погрузиться в теорию процессов, в том числе и реставрационных. Давайте сначала поймем, что из себя представляет икона, ведь это предмет, создававшийся по определенной технологии, которая, безусловно, отличалась в разное время и в разных произведениях, но все же имеет очень схожую схематику.

Классическая религиозная живопись исполнялась на деревянной доске. Перед тем, как писать красками, доску подготавливали - грунтовали, покрывали левкасом - гипсовым грунтом. На более ранних памятниках применяли паволоку - в слой гипсового грунта помещали ткань, которая в дальнейшем должна была препятствовать растрескиванию, отслаиванию левкаса от доски, а в макрозадаче - помогала сохранять живописный слой, наносимый поверх грунта долгие и долгие годы, столетия.

Поскольку в большинстве своем нынешние обладатели старины имеют дело с произведениями, созданными в позднее время, в девятнадцатом и в начале прошлого столетия, «встреча» с паволокой им практически не грозит, ведь иконы тогда писали уже без паволоки, но иногда вместо нее проклеивали доску бумагой, даже… газетами.

Грунтованную иконную доску расписывали красками, причем либо темперными, либо масляными. В традициях иконописания позднего периода наблюдается устойчивая тенденция, согласно которой иконы темперного письма изготавливались всегда на левкасе, варьировалась лишь его толщина, а вот «маслушки» зачастую писали либо на тонюсеньком, практически неощутимом грунте, либо и вовсе - без такового, краски ложились прямо на доску.

Этот момент очень важно понять, поскольку и при разрушении старинного образа наблюдается разная картина, в зависимости от различий в технологии изготовления.

Теперь поговорим о причинах, которые могут вызывать повреждение старой иконы, они ведь также многочисленны и разнообразны.

Столетие, а то и два - огромный срок для любой вещи, даже «железной», что уж тогда говорить про деревянную расписную доску, чего только не было с ней, что она перенесла-выдержала, бедная, это, как говорится, целая история!

Даже в идеальных условиях хранения с любой иконой все равно происходят изменения, это неизбежный процесс. Пусть и при музейном хранении, когда драгоценные памятники держат в специальных киотах, где поддерживается особый температурно-влажностный режим, где регулярно опытные реставраторы проводят осмотры, иконы продолжают пусть очень медленно, но стареть, разрушаться. Мы бессильны предотвратить гибель любой вещи и можем лишь оттянуть, отдалить этот момент, в этом состоит и ваша задача, как хранителя семейной реликвии.

Доска иконы подвержена усыханию и короблению (изгибу), часто - растрескиванию. Это нормальный процесс, который при благоприятных условиях протекает медленно и может не вредить живописи.

Иконные доски в старину готовили старательно, столяр или даже сам иконописец, тщательно заготавливал древесину, сушил ее несколько лет в естественных условиях, и только затем делал из фрагмента ствола дерева заготовку для будущего произведения. Для хорошей иконы и доску делали особо, не всякий отрез ствола дерева подходил и из большой плахи выходила от силы, пара иконных досок, остальное отбраковывалось.

Конечно, такое тщание касалось производства основ под дорогую, а вот для массовой продукции использовали материал попроще, но ведь и эти предметы сохранились до нашего времени, и именно они составляют основную массу реликвий, хранящихся у вас в домах.

Иконная доска, усыхая, заставляла сжиматься и левкас и живописный слой, держащийся на грунте. И если доска деформировалась сильнее, чем мог себе позволить грунт, происходило его отслаивание и вспучивание, если владелец иконы не успевал вовремя это заметить и отреагировать, изображение теряло фрагменты, которые попросту выкрашивались, выпадали из него.

Надо помнить, что любая древесина всегда продолжает «дышать», а это значит, что под действием все тех же температурно-влажностных перепадов она то сжимается, то наоборот, увеличивается в своих линейных размерах, «расшатывая» грунтовый и красочный слои, не обладающие особой эластичностью. Если взглянуть на любую старинную икону в сильное увеличительное стекло, обязательно увидишь кракелюр - трещины в красочном слое, обусловленные как старением и высыханием краски, так и «дыханием» иконной доски.

Вторая причина отслаивания левкаса и разрушение красок - изгибание доски, подчас очень сильное. Если вы посмотрите на свою старинную икону сверху, с торца, то наверняка заметите, что доска у нее «гнутая» - середина выпучилась вперед, а края - отошли назад. Причина такого процесса весьма проста. Как я уже сказал, любая иконная доска с годами усыхает, но жесткий слой левкаса и слабо паропроницаемый слой живописи делает процесс усушки неравномерным, благодаря чему задняя поверхность доски сохнет и уменьшается в линейном поперечном размере (волокна в иконной доске практически всегда вертикальны) значительно быстрее, чем лицевая.

Скомпенсировать этот процесс были призваны врезаемые в задник доски, клинья, или, как их еще называют, шпонки, но и они подчас не могли помочь, столь сильно было «желание» доски выгнуться, деформироваться.

Остальные причины, вызывающие преждевременное старение иконы, довольно банальны, но именно они зачастую приводят памятники прошлого к плачевному виду. Перепады влажности, температуры, сквозняки, грибковое поражение доски и левкаса, поражение основы древоточцами - все в конечном итоге с той, или иной степенью приводит к разрушению и гибели старинных икон.

Наверное, главной трудностью для вас будет момент определения истинных причин ветшания семейной реликвии, и уже на основе правильных выводов, диагноза, можно назначать и лечение.

Нельзя забывать, что порой под разрушением иконы понимают исчезновение фрагментов красочного слоя, но произошло это отнюдь не по перечисленным причинам, а из-за излишнего усердия самих владельцев.

Все дело в том, что в дореволюционной России мало кто из владельцев живописных образов святых относился к ним как к ценным и высокохудожественным произведениям. Для людей это были лишь святые образы, вещественные объекты для совершения молитв, а потому и отношение к ним хоть и было благоговейное, бережное, оно отнюдь не способствовало их сохранению в веках, да и цели такой, как я уже сказал, не стояло.

Например, было принято к Церковному Празднику протереть иконку маслицем - на какое-то время живопись становилась более яркой, блестящей, что нравилось хозяевам и что в том числе тешило их благоговейное чувство, ведь в этом они видели и акт особого внимания к святому, изображенному на доске.

Протирание иконы маслом современные реставраторы уже давно и хором предали анафеме, как зловредное и губительное для живописи и левкаса, действие, но вы можете себе представить, сколько раз за столетие самая «молодая» имперская икона подвергалась такому «уходу»?!

Такие любимые и «ухоженные» образа видно сразу - зачастую на ликах святых частично или полностью отсутствуют высветления (тонкие белильные линии - оживки), а на одеждах - узоры, прически лишены тонко прописанных волос, бывает, что ретивые хозяева стирают и зрачки, глаза, брови, надписания на иконах, которые, увы, без помощи реставратора и правда, не воссоздать.

Практически всегда на старинных иконах обнаруживаются и другие неизбежные спутники вещей с длинной историей - царапины, сколы, потертости, вмятины, ожоги, которые портят внешний вид памятника, а зачастую и угрожают его будущему.

В своей практике я сталкивался с самыми различными видами повреждений икон, но при этом сделал для себя важный вывод: часто иконе все же не нужна наша помощь, и не стоит обращаться к реставратору.

В моем посыле максимально избегать современных вмешательств в древние памятники был такой смысл: каждое произведение искусства (будь то картина или икона) создавалось автором, который вложил в работу свою мысль, идею и талант. В ракурсе рассмотрения уникальности отдельного раритета для настоящего ценителя важна именно авторская живопись, а не фантазия современного реставратора, которая порой, увы, заходит слишком далеко и абсолютно искажает первоначальный замысел художника, обесценивая памятник и в эстетическом плане и даже в материальном.

Поэтому я сделал для себя главный вывод и следую ему свято: если икона имеет повреждения, но оставшееся изображение стабильно, не разрушается, а сам образ святого воспринимается цельно, реставрировать икону не надо.

Да, на иконе есть утраты, потертости, ну и что? Икона не обязана быть «вечно блестящей», «сверкающей», ведь она есть продукт своей эпохи и следы бытования на ней для меня также важны, они являют свидетельство ее долгой жизни, благоговейного отношения к ней со стороны прежних владельцев, они показывают и ту активность, с которой иконой пользовались в прошлые годы, а это очень важно.

Если лик и фигура святого сохранились и позволяют полноценно обращаться к образу с молитвой, то причин реставрировать произведение я лично не наблюдаю.

При этом достаточно часто встречаются и причины, по которым избежать реставрационных вмешательств уже не получится. Первая из них - признаки продолжающегося разрушения памятника - шелушение красочного слоя, выкрашивание или вспучивание левкаса, отслеживаемая динамика в растрескивании доски.

Вторая причина - утрата ключевых фрагментов изображения. Что это значит? Например, у меня есть икона Николая Чудотворца, на которой практически полностью утрачено нижнее поле и даже, фрагментарно - низ одежд святителя. Но при этом руки и лик святого сохранились без потерь, целы и изображения в миниатюрных клеймах с образами Спасителя и Богородицы в верхней части фона.

Вот такое повреждение левкаса и красочного слоя, при котором не теряется целостность в восприятии образа святого я и называю не критичным состоянием иконы и такую икону я не буду реставрировать, восполняя современными методами левкас и живопись.

Совсем другое дело - утрата ликов святых на иконах, когда и одежды целы, и фон и приписные святые и поля, а вот лик либо стерт, либо выкрошился «благодаря» усиленному «уходу». Если вы не созерцаете лика Небожителя, вы не можете сосредоточиться на молитве, вы не можете молиться, а значит, увы, реставрации не избежать.

Наблюдая за своей иконой, попробуйте самостоятельно определить, нуждается ли она в реставрации, необходимо ли ей оперативное вмешательство, или с ним можно повременить.

Если же вы затрудняетесь с выводами и вам нужна помощь, лучше всего, конечно, получить консультацию квалифицированного эксперта, но и тут, увы, есть проблема.

К величайшему сожалению, по-настоящему грамотных реставраторов, которые бы на совесть и с применением «родных» материалов и вековых технологий восстановили бы вашу икону, практически нет.

Это - еще одна моя причина всячески избегать реставрационных мастерских, ведь на смену тысячелетнему опыту написания икон (практически утраченному в период социализма) пришли совсем иные методы и технологии.

Сегодня при восстановлении старых икон активно используют синтетические материалы - клеи, грунты и краски, поскольку это и проще и быстрее, но это совершенно другие продукты, которых не было сто или двести лет назад!

Выбирая реставратора, необходимо обращать на это особое внимание, так как мне с ужасом приходилось встречаться с уже отреставрированными памятниками, которые, из-за особенности синтетических средств, примененных при их восстановлении, уже невозможно, даже при сильном желании, вернуть в первозданное состояние. Такая варварская реставрация необратима, а значит, «возрожденный» предмет, если он не нравится, уже останется таким навсегда.

Другая «засада» в «синтетике», активно применяемой сегодня, кроется в том, что все эти новомодные материалы еще не проверены временем, веками, а значит, с вашей, казалось бы, восстановленной иконой, может произойти все что угодно через год, два или через десять.

Именно поэтому я ратую лишь за консервационные мероприятия, которые практически всегда можно провести с применением простейших, а главное - тех самых традиционных методов и средств, которыми веками пользовались наши предки.

Кстати, консервация икон - достаточно простая процедура и в правильной реставрационной мастерской вам все сделают хорошо и быстро.

Не приукрасить, а сохранить, сберечь - вот задача «консервационной реставрации». Но вы можете двигаться в своем русле и ничего нет предосудительного в том, что вам все же захочется отреставрировать свою икону, придать ей свежести, сделать ее «как новую», здесь уж каждый думает сам.

Сегодня многие люди решают проблемы бытовой реставрации икон, точнее сказать, консервации памятников, самостоятельно, благо существуют печатные пособия и виртуальные площадки, где можно этому поучиться, освоив азы реставрационного дела.

Если вы чувствуете в себе силы и желание, вполне можно и самому сберечь свои шедевры, не полагаясь на других людей, так что я могу лишь выразить свою поддержку всем, кто хочет двигаться в этом направлении.

В завершении статьи я лишь еще раз советую не спешить с действиями и не предпринимать фантазийных и доморощенных методов реставрации, дабы не испортить окончательно то, что еще сохранилось, действуйте по принципу «семь раз отмерь и один раз намажь»! А к проблематике реставрации древней живописи мы вернемся в .

В первую очередь нужно знать, что иконы это не просто изделие из меди, латуни, бронзы или дерева, наподобие тех изделий, что называются ювелирными или же сувенирными. Ювелирные изделия, или например, монеты почистить можно без проблем – легко и просто в домашних условиях самому. А вот икону почистить – это, по сути, реставрация. Реставрация, суть которой заключается в том, чтобы не просто почистить, сделав икону сверкающей и блистающей, а именно воссоздать первоначальный ее вид, при этом, не изменив икону, не повредив, не поцарапав ее.

Поэтому если икона из меди или бронзы, или же она посеребренная, позолоченная, то в домашних условиях почистить такую икону, это всегда большой риск испортить ее, повредить. Поэтому самый лучший вариант, это обратится к специалистам-реставраторам.

Ну а если все-таки пробовать чистить икону самому в домашних условиях, то по советам самих же специалистов на этот счет, наиболее подходящим средством является применение водки или разбавленного водой спирта.

Ватный тампон необходимо увлажнить водкой или спиртом, и аккуратно пробовать протирать крайние места или уголок иконы, а не сам центр изображенных ликов. Сделать паузу, и посмотреть, как все проходит, все ли нормально. Если лак или красочный слой не стирается, не остается на тампоне, то лишь тогда продолжить этим методом протирать всю икону целиком. Иначе, если сотрется лак, или красочный слой, то икона останется без защитного слоя, и со временем в тех местах потемнеет, покроется окисью с элементами коррозии.

Есть еще конечно способы по чистке иконы в домашних условиях, которые применяют в народе. Это применение нашатырного спирта. Это конечно, если икона из меди или латуни, бронзы или серебра, золота. Икона чеканка, например, вот такая –

Медная икона после чистки нашатырным спиртом. Правая часть – светлая – почищена.

Наливают в ванночку, или соответствующею по размерам емкость нашатырный спирт, уровень которого чтобы только-только покрывал поверхность иконы, держат несколько минут (10 – 15 мин), замачивают, вся окись с иконы начинает сходить, затем вынимают и споласкивают теплой водой, и высушивают икону мягкими салфетками или тампонами.

Также применяют похожий метод «замочки» с помидорным соком (томатным) или рассолом, с соком лимона, вместо нашатырного спирта. Можно сделать содовую пасту с лимонным соком – сода и сок – протирая мягкой кистью икону с этим раствором, или тем же ватным тампоном протереть (можно использовать ватные палочки), затем сполоснуть водой и высушить салфетками.

В старину применяли клюквенный сок в качестве очищающего средства. Ухаживали за иконами, заботились о них, и протирали иконы растительным маслом (оливковым), тем самым поддерживая чистоту икон и избавляя их от окиси.

Еще раз отметим, что наиболее подходящее средство для чистки икон в домашних условиях это водка, или разбавленный водой на половину спирт.

Так же следует помнить и о том, что всю воду после очистки иконы не выливают в раковину, а выливают воду в нехожее место на улице.

Как правильно чистить иконы – совет

Другие материалы категории:

Как руками легко открыть банку с винтовой крышкой не испортив крышку

Заметки о соде: как сода может помочь в домашнем хозяйстве

Как правильно и удачно выбрать утюг для дома при покупке

Как правильно хранить свадебное платье после свадьбы

Как нужно правильно взвешиваться на весах при похудении

Икона - одно из величайших произведений искусства, являющееся свято хранимой семейной реликвией.

У верующего человека обязательно должны быть образы святых в доме. Они охраняют дом и оберегают его жителей.

Для большинства людей, икона - это семейная ценность, которая бережно хранится, а затем передается по наследству детям. Многие образы могут оказаться очень старинными, они требуют правильного отношения, как в эмоциональном, так и в материальном плане.

Какие проблемы могут возникнуть при хранении?

Хранение икон дома - дело непростое. Воздействие атмосферных условий негативно сказывается на них. Частые температурные перепады, повышенная влажность, сквозняки и слишком теплый воздух могут привести к порче образа.

Важно уметь правильно обращаться с таким искусством, а не только молиться и просить помощи.

Владельцы образов часто сталкиваются с такими проблемами:

  • копоть от свечей;
  • пыль;
  • осыпание краски;
  • шелушение;
  • деформация доски из-за нахождения иконы в теплом месте;
  • грибок и плесень по причине повышенной влажности.

Чистить иконы можно и в домашних условиях, если повреждение несильное.

Если возникла деформация доски, осыпание краски то требуется реставрация. В таком случае обращаются к специалисту.

Металл

Реставрация икон в домашних условиях - сложное дело. Важно быть аккуратным, чтобы не нанести еще большего вреда.


Как же мыть иконы:

  1. Чистка образов на основе медной чеканки зубным порошком. Иконы тяжело очищать, если они изготовлены из золота, серебра и меди, а также имеют резную фактуру. Чистят образы с помощью специальных средств, предназначенных для ювелирных изделий или других металлов. Дома за медными иконами ухаживают с помощью зубного порошка. В качестве альтернативы можно использовать пасту Гоя. Медные оклады также очищают с помощью пасты (покупают в специализированном магазине), предназначенной для этого металла.
  2. Водка и разбавленный спирт для золота и серебра. Очищенная икона после использования этих средств будет сиять чистотой. Водку наносят с помощью ватного тампона или палочки. Сначала средство наносят на незаметный участок, если защитный слой лака не слазит, можно мыть всю поверхность.
  3. Чистка комбинированных икон клюквой и бочковыми помидорами. В данном случае образ состоит из металла и доски. Важно аккуратно провести процедуру реставрации, чтобы не повредить рисунок. Медь протирают клюквой, можно использовать кислые бочковые помидоры. Этими продуктами натирают металл, и оставляют откисать. Затем вытирают сухой тряпочкой. Повторять процедуру можно до тех пор, пока медь не просветлится.
  4. Аммиак. Почистить иконное обрамление можно и нашатырным спиртом. Его необходимо аккуратно нанести натуральной кистью, подождать некоторое время, а затем промыть и просушить.
  5. Лимонная кислота или уксусная подходит для изделий из золота. Для медных и бронзовых, раствор должен быть не слишком концентрированным, сразу после применения средства изделие необходимо промыть чистой водой.

Моющими средствами для посуды пользоваться реставраторы не советуют. Также нельзя использовать агрессивные чистящие средства, которые могут поцарапать обрамление.

Красочный слой

Любые мероприятия с ликами святых необходимо проводить не спеша, аккуратно. Мойте иконы мягкими тряпочками и влажными салфетками.


В домашних условия реставрировать красочный слой можно такими способами:

  1. Использование . Мыльный раствор хорошо удаляет копоть. Но частое его использование может привести к тому, что лик частично или полностью сотрется. В итоге теряются ценнейшие иконы.
  2. От копоти поможет избавиться желток куриного яйца, кипяченая охлажденная вода, скипидар, спирт в соотношении 1:5:2:2. Состав хорошо перемешивают, наносят мягкой кистью или ватной палочкой. Затем сухой тряпочкой протирают красочный слой.
  3. Как правильно восстановить икону самостоятельно, если красочный слой начал шелушиться? Для этого используют 1 желток куриного яйца и 5 частей воды. Эмульсию наносят на разрушенные участки, сушат 1 час. Такую манипуляцию повторяют несколько раз. Затем необходимо смочить поврежденные места все тем же раствором, и прижать к доске.
  4. Вернуть иконе цвет поможет растительное масло. В старину использовали оливковое. Им протирают лик один раз в месяц. Наносят тонким слоем.

Если ранее женщина очищала икону, но она начала терять цвет и тускнеть, следует обратиться к реставратору.

После того, как икона была почищена, не выливайте воду в раковину. Ее можно вылить только в нехожее место на улице.

Очистка и реставрация - это деликатный процесс, требует осторожности. Если появились сомнения по этому поводу, лучше воспользоваться услугами специалиста.

Грибок и плесень

Быстро разрастается и разрушает доску, на которой изображен лик. Если она начала проявляться с лицевой стороны, лучше обратится к реставратору, чтобы не испортить красочный слой при чистке.


Плесень с изнаночной стороны с доски можно вывести в домашних условиях. Для ее удаления понадобится губка и щетка с нейлоновой щетиной.

Способы выведения плесени с деревянной поверхности:

  1. Перекись водорода наносят на ватный диск и протирают пострадавшую поверхность. Если начнет проходить, можно еще раз обработать заплесневелый участок.
  2. Небольшую колонию плесени может уничтожить сода и уксус. Это экстренная мера, которую нельзя использовать постоянно. К данному способу можно прибегнуть, если нет возможности отдать икону реставратору, но не более 1 раза. Соду разводят в уксусе и с помощью ватного тампона протирают зараженный участок.
  3. Можно использовать только соду. Ее немного увлажняют и втирают в поврежденное место. Затем ее смахивают сухой тряпочкой.

Главное правило - не мыть водой. Жидкость может проникнуть в более глубокие слои, дойти до красочной поверхности и испортить лик.

Хранение и размещение

Чтобы икону не пришлось очищать от копоти, плесени и восстанавливать поврежденный лакокрасочный слой, необходимо правильно за ней ухаживать. Создать подходящие условия для иконы можно, главное иметь желание и правильно подойти к делу.


  1. Свечи следует зажигать на расстоянии 15 см от лика.
  2. Вещать необходимо вдали от окон, форточек и батарей. Лучше установить на специальных полочках, чтобы было движение воздуха.
  3. Нельзя держать под прямыми лучами солнца, поэтому большинство церквей делают окна витражными.
  4. Помещение не должно быть слишком влажным. Это создает отличные условия для размножения плесени.
  5. Нельзя покрывать лицевую сторону спиртовыми лаками.
  6. Нельзя использовать препараты на жировой основе, и щелочные средства.
  7. Также не рекомендуется протирать простой водой. Такая забота об иконе приведет ее к частичной или полной гибели. На красочном слое могут появиться белесые пятна.
  8. Можно только смахивать пыль мягкой тканью или кистью.
  9. Важно следить за температурой. Постоянный перепад температур приведет к повреждению красочного и защитного слоя, икона может вздуться, потрескаться и потерять первоначальный вид.
  10. Нельзя соскребать «засиды» (выпуклые точки, оставленные мухами). Так можно повредить красочный слой. Следует сразу обратится к реставратору, поскольку «засиды» вступают в реакцию с краской и могут прожечь ее до левкаса.

Важно помнить, если лик начал трескаться или деформироваться из-за влаги, без помощи реставратора не обойтись.

Перед чисткой семейной ценности в домашних условиях, сначала получите рекомендации опытного специалиста.

Долг верующих и неверующих людей - грамотное и бережное сохранение икон.