» »

Дом с мезонином: отличия от мансарды и обзор комфортных вариантов планировки. Как выглядит деревянный дом с надстройкой: мезонин — что это такое и чем отличается от мансарды Дом с мезонином примеры планировки

18.07.2023

С мезонином, ставших символом и украшением петербургских загородных поселков и русской глубинки, могут заинтересовать романтиков и любителей стиля ретро. Дома с мезонинами традиционно строили зажиточные сельчане в небольших городках или пригородах столицы дореволюционной России. Мезонин, сегодня незаслуженно позабытый и ушедший в прошлое, был удачной заменой мансарды.

Дачные дома с мезонинами имеют уникальные преимущества. Не смотря на то, что мезонин это неполный этаж, а скорее полуярус, жилое помещение в нем значительно расширяет общую площадь и удобство проживания.

Кроме того, мезонин выглядит красиво и респектабельно. Дом сразу воспринимается не как небольшое деревянное одноэтажное строение, а как небольшой двухэтажный особнячок. Архитектурной особенностью дома с мезонином является симметричность главного и дворового фасада, а также портики по центру здания, боковые стены без окон и четырехскатную крышу.

Так как мезонин зачастую проектируется и строится с балконом, это создает дополнительные комфортные условия жильцам. Комната в мезонине с огромным окном и маленькой открытой террасой-балконом на которой можно позавтракать на свежем воздухе или вечером пить чай и любоваться на сад, станет для вас любимым местом в доме. При этом, строительство такого дома с мезонином, в расчете на квадратный метр, обойдется дешевле, чем с полноценным вторым этажом.

(Рассказ художника)

I

Это было 6—7 лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и всё жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая — ей было 17—18 лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся домой с таким чувством, как будто видел хороший сон. Вскоре после этого, как-то в полдень, когда я и Белокуров гуляли около дома, неожиданно, шурша по траве, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Это была старшая. Она приехала с подписным листом просить на погорельцев. Не глядя на нас, она очень серьезно и обстоятельно рассказала нам, сколько сгорело домов в селе Сиянове, сколько мужчин, женщин и детей осталось без крова и что намерен предпринять на первых норах погорельческий комитет, членом которого она теперь была. Давши нам подписаться, она спрятала лист и тотчас же стала прощаться. — Вы совсем забыли нас, Петр Петрович, — сказала она Белокурову, подавая ему руку. — Приезжайте, и если monsieur N. (она назвала мою фамилию) захочет взглянуть, как живут почитатели его таланта, и пожалует к нам, то мама и я будем очень рады. Я поклонился. Когда она уехала, Петр Петрович стал рассказывать. Эта девушка, по его словам, была из хорошей семьи и звали ее Лидией Волчаниновой, а имение, в котором она жила с матерью и сестрой, так же, как и село на другом берегу пруда, называлось Шелковкой. Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала 25 рублей в месяц. Она тратила на себя только эти деньги и гордилась, что живет на собственный счет. — Интересная семья, — сказал Белокуров. — Пожалуй, сходим к ним как-нибудь. Они будут вам очень рады. Как-то после обеда, в один из праздников, мы вспомнили про Волчаниновых и отправились к ним в Шелковку. Они, мать и обе дочери, были дома. Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа, какие видела на выставках в Москве, и теперь спрашивала, что я хотел в них выразить. Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих пор не был ни на одном земском собрании — Не хорошо, Петр Петрович, — говорила она укоризненно. — Не хорошо. Стыдно. — Правда, Лида, правда, — соглашалась мать. — Не хорошо. — Весь наш уезд находится в руках Балагина, — продолжала Лида, обращаясь ко мне. — Сам он председатель управы, и все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает, что хочет. Надо бороться. Молодежь должна составить из себя сильную партию, но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович! Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Всё время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя... Это крёстный папа», и водила пальчиком по портретам, и в это время по-детски касалась меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом. Мы играли в крокет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай, потом долго ужинали. После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и всё мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью. За ужином Лида опять говорила с Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках. Это была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать ее было интересно, хотя говорила она много и громко — быть может оттого, что привыкла говорить в школе. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно, с явным желанием казаться умным и передовым человеком. Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. — Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой, — сказал Белокуров и вздохнул. — Да, прекрасная, интеллигентная семья. Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А всё дела, дела! Дела! Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь стать образцовым сельским хозяином. А я думал: какой это тяжелый и ленивый малый! Он, когда говорил о чем-нибудь серьезно, то с напряжением тянул «э-э-э-э», и работал так же, как говорил, — медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки. В его деловитость я плохо верил уже потому, что письма, которые я поручал ему отправлять на почту, он по целым неделям таскал у себя в кармане. — Тяжелее всего, — бормотал он, идя рядом со мной, — тяжелее всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия!

Дом с мезонином, что это? Такой вопрос нередко задают люди, в планах у которых строительство или покупка собственного жилья. Некоторые путают . У конструкций есть общие черты, но, по сути, это не одно и то же. Мезонин изначально предназначен под жилое помещение и имеет . Мансарда – это скорее , который тоже можно благоустроить.

Мезонин - что это?

Люди, далекие от познаний в архитектуре, нередко задают вопрос: мезонин, что это? Данная тема максимально доступным языком поведает читателю о конструктивных особенностях домов с мезонинами, преимуществах подобных строений и возможных вариантах планировки . Мезонин – это надстройка над домом, чаще всего она расположена по центру, но имеет собственную крышу.

Из помещения, находящегося в мезонине, обычно имеется выход на . Данное сооружение может иметь разную форму:

  • квадрат;
  • прямоугольник;
  • шестигранник;
  • цилиндр;
  • многогранник;
  • крест.

Но чаще всего мезонин делают в виде правильного квадрата. Надстроенный этаж, как правило, функционален, однако, он может быть и декоративным. Несмотря на то, что дома с мезонинами относятся к , они обладают значительными преимуществами, перед типовыми одноэтажками. Итак, мезонин что это? Фото, представленные ниже, лучше всего ответят на данный вопрос.

Какие преимущества имеет дом с мезонином?

Дом с мезонином наделен множеством достоинств, некоторые из которых следует выделить особенно. Для того, чтобы имела хорошую тягу, длина ее дымохода должна быть не менее пяти метров. Мезонинная надстройка позволяет разместить в своем пространстве длинную трубу, не требующую дополнительных растяжек.

Значительно дешевле обойдется хозяину утепление той зоны , над которой возвышается мезонин. В свою очередь, это облегчает нагрузку на фундамент, что продлевает срок службы всего дома. Для возведения надстройки только на двух маленьких участках нужны леса, все остальные элементы конструкции монтируются с уровня чердака.

Излишняя площадь, которая свойственна двухэтажным домам , здесь отсутствует. Соответственно и затраты на снижаются. Если нет необходимости в использовании надстройки в холодное время года, чтобы не расходовать теплоносители попусту, ее просто можно временно закрыть.

Если у кого-то из жильцов возникает потребность уединиться, лучшего места, чем помещение в мезонине, не найти. Здесь нет ни суеты, ни шума. Такая обстановка благоприятна для умственной работы и полноценного отдыха.

Совет. Поскольку зона надстройки не зависит от других комнат (лестница на второй этаж, как правило, находится в задней части дома), мезонин можно сдавать квартирантам. А действующая система налогообложения классифицирует дом с мезонином, как одноэтажное строение , что дает возможность экономить на налоге.

Мансарда и мезонин – отличия конструкций

Некоторые люди по незнанию путают мезонин с. У этих архитектурных элементов есть общие черты, но все-таки это не одно и то же.

Что отличает мансарду от мезонина?

  1. мансарды наклонная, а у мезонина она прямая. По этой причине долгое пребывание в мансардном помещении может вызвать дискомфорт.
  2. Основное предназначение мансарды – чердак. И не всегда ее переоборудуют для проживания. Мезонины возводят после того, как дом уже готов. Главная их функция – жилое пространство, хотя иногда надстройки делают исключительно в декоративных целях.
  3. Крыша мансарды одновременно является и крышей дома, у мезонина же она своя.
  4. Стены мезонина до определенного уровня идут вертикально, а затем плавно переходят в крышу.

Отличие мезонина от простой мансарды заключается еще и в хорошем естественном освещении. Если при возведении надстройки приподнимается кладка вертикальных стен, площадь окон можно увеличить за счет дополнительной вертикальной рамы, являющейся продолжением первоначального оконного проема. Таким образом, в интерьере появляется фигурное окно.

Помимо внешней привлекательности, нестандартные окна пропускают значительно большее количество света, чем привычные прямоугольные оконные системы. Естественное освещение в надстроенном этаже ничуть не хуже, чем в основных помещениях дома.

В XIX веке все дворянские усадьбы были оборудованы надстройкой, располагающейся в верхней части дома. Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время все больше становятся элитными.

Благодаря мезонину полезная площадь дома значительно увеличивается и используется более рационально. Особенно востребована такая конструкция в домах с высокими потолками. Для возведения надстройки владельцу дома не требуется получать соответствующее разрешение, что упрощает процедуру и сокращает расходы.

Сегодня мезонины популярны для создания складских помещений, в которых удобно хранить любые материалы и грузы. Многоэтажная система складских мезонинов позволяет сортировать грузы по категориям, благодаря чему их легко находить.

Варианты конструкций кровли

Крыши таких домов могут иметь разные конфигурации – от примитивных плоских или двускатных, до оригинальных и причудливых. Самой распространенной является двускатная кровля, установленная с применением висячих стропил.

Однако такая конструкция не лишена недостатков. Маленькая высота вертикального ограждения требует возведения для надстройки боковых стен. В этом случае значительная часть чердачного пространства (та, которая находится за боковинами) остается невостребованной. Ее можно использовать для обустройства миниатюрных кладовок , но для жилья она не годится.

В элитных домах для надстроенных этажей применяют наклонные стропила, а крышу обычно делают односкатной. Иногда прибегают к комбинации одно- и двускатной кровли. За счет присутствия в конструкции дома эркера, являющегося основанием для надстройки, ее можно полностью разместить под одним скатом. Под вальмовой четырехскатной и полувальмовой крышей комнаты получаются просторные и удобные. Владельцам маленьких домов подойдут кровли ломаной конфигурации.

Фундамент - сборно-монолитный, ленточный (Монолитная жб подошва, блоки ФБС).
Цоколь - облицовка керамогранитной плиткой.
Наружные стены - блоки ячеистого бетона В3,5 D600 толщиной 380-400мм. с обкладкой с наружной стороны облицовочным керамическим кирпичом. (блоки ячеистого бетона могут быть заменены на любой другой строительный материал, с учетом соблюдения теплотехнических свойств наружных стен).

Материал и толщина утеплителя зависит от климатических условий и материалов стен (указывается в проекте с учётом вашего региона).
Внутренние несущие стены - силикатный кирпич М100
Перегородки - блоки ячеистых бетонов / кирпич/ поризованный кирпич.
Междуэтажные перекрытия - пустотные жб плиты.
Кровля - скатная. Покрытие на усмотрение заказчика, стропильные конструкции - деревянные.
Ограждения крыльца и балкона - деревянные.
Лестница - индивидуального изготовления по схеме "металлические косоуры, деревянные ступени".
Обшивка выступающих стропильных конструкций (карнизы, ветровая доска) - профлист с полимерным покрытием / сайдинг.

Для строительства дома по данному проекту могут применяться следующие стеновые материалы:
шлакоблок, газосиликат, пенобетон, газобетон, арболит, твинблок, керамоблок, керамзитобетон, силикатный (строительный) кирпич, керамический кирпич.
От вида применяемого материала может меняться толщина утеплителя, а значит толщина фундаментных стен.
Мы внесём все необходимые изменения по фундаменту и выполним теплотехнический расчет в зависимости от выбранного вами стенового материала и с учетом климата района строительства.

Стоит только сказать кому-нибудь, что построил у себя на даче деревянный «дом с мезонином» , как сразу предстает перед глазами уютная аккуратная усадьба где-то в глубине вишневого сада на берегу пруда. Такой романтический образ обычному дачному строению придает известное произведение одного из любимейших русских писателей-классиков XIX века А.П.Чехова, описывающего в своих произведениях бытовую жизнь своих героев в маленьких городах и на загородных усадьбах позапрошлого века.

С первых строк знаменитого чеховского произведения как будто окунаешься в среду той неторопливой благородной аристократичности усадебной жизни, в которой проживали свою жизнь современники разных сословий русского писателя: «Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве…» . (А.П.Чехов «Дом с мезонином»)

Загородная неспешная и спокойная жизнь в усадьбе – что может быть прекраснее для уставшего от сумасшедшего ритма жителя мегаполиса? Пожить, как барин или помещик в собственном доме, отстраняясь от современных реалий века цифровых технологий, погрузившись в житейские хлопоты чеховского мещанина: можно несуетливо подправить покосившуюся беседку, запустить карасей в собственный прудик, разбить новую цветочную клумбу, а потом, ближе к вечеру, навестить соседа, сходив в гости на чай со свежесваренным малиновым вареньем из ягод нынешнего урожая. Если дачник имеет в своем хозяйстве настоящий с мезонином , то он с полным правом может считать себя наследником традиций той чеховской России, уклада русской старины, при которой было принято выезжать за город на все лето, забывая обо всех суетных городских делах, ходить на рыбалку и за грибами-ягодами в ближайший лес.

Что представляет из себя дом с мезонином? Мезонин (от итальянского mezzo – посредине) – это надстройка над серединой дома, полуэтаж, который занимает не всю площадь в верхней части дома, а только часть, располагаясь в его центре, как бы отдельный «домик» на вершине конструкции дома. У мезонина отдельная крыша, этот вид архитектурного приема часто строят с балконом. В большинстве случаев мезонин бывает мансардной постройкой, т.е. служит как летнее помещение, без отопления. В старину мезонин на доме часто украшали резьбой на больших окнах и по карнизу крыши.

Знаменитый исследователь русской словесности В.Даль любовно называет мезонин «теремком» и «горенкой». А в солидном «Архитектурном словаре» дается вот такое определение мезонина: «…надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в 19 в. Как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий» .

Мезонин был придуман во Франции архитектором Мансардом в конце XVI – начале XVII века, который решил на каменное строение водрузить небольшой, как бы кукольный домик.

В XIX веке городские и сельские жители разных сословий России начали активно перенимать эту французскую архитектурную идею, которая так полюбилась жителям частных владений. При чтении произведений русских писателей часто встает перед глазами картинка со старинной улочкой, застроенной вдоль дороги деревянными домами с мезонином , настолько популярным был этот прием в зодчестве, перенятый у европейцев и незаслуженно подзабытый сегодня.