» »

Остовы дизелей для сс алагез. Минобороны модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез»

28.11.2023

Двадцать лет назад на спасательном судне «Алагез» был поднят Военно-морской флаг.

Этот судно, предназначено для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач, было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

Судьба корабля была особенной, а на раннем этапе почти драматической, она переплеталась с событиями происходившими в нашей стране и ВМФ в те непростые 90-е года.

Тогда «Алагез» был поставлен в ремонт в Николаеве как раз в то время, когда наметился распад СССР. Почти полностью прекратилось финансирование, а на «Алагезе» казалось, был поставлен крест. Техника, установленная на нём, была специфичной, а некоторые системы вообще уникальны и единичны, следовательно, заниматься ими должны были специалисты особого класса и уровня, которые в своё время строили, спускали на воду этот корабль.
Многие предприятия-изготовители, производившие ремонт этой техники, к тому времени оказались «за границей», большинство из них просто закрылось, члены экипажа уходили служить в другие места. В те годы казалось, что участь «Алагеза», была предрешена.

Но с 2000 года корабль стали интенсивно ремонтировать, но уже во Владивостоке. На эти работы были выделены немалые средства, для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов и ремонтников Владивостокского судоремонтного завода. К тому же был произведён ремонт в одном из самых крупных доков Приморья.

По словам командира СС «Алагез» капитана 1 ранга Александра Бузилова, с началом глобального ремонта было принято решение о принципиально новом формировании экипажа: часть военнослужащих заменили гражданским персоналом. Практика показывала, что корабли такого типа удобнее эксплуатировать гражданским специалистам, потому что у них особенное отношение к судну, многие из них относятся к нему, как к своему родному дому. Специалистов брали со вспомогательного флота, здесь в Петропавловске — из дивизиона спасательных судов, а молодёжь — из школ и техникумов морской направленности. Из военнослужащих оставили командный состав, водолазов-глубоководников, химиков и команду обслуживания вертолётного комплекса.

В 2003 году, когда были решены все ремонтные и организационные вопросы, началась интенсивная подготовка к межбазовому переходу — к постоянному месту базирования. Дело в том, что во время этого похода необходимо было отработать несколько задач: проверить корабль на длительном переходе (Владивосток - Петропавловск - Камчатский) и отработать слаженность действий нового экипажа, потому что в смешанном составе выходить в дальний поход ещё не приходилось. Во время перехода все они были успешно выполнены.

С первого же дня нахождения корабля в военно-морской базе Петропавловска-Камчатского личный состав срочной и контрактной службы, офицеры интенсивно готовились к этой основной задаче, а в сентябре 2006 года впервые за несколько лет на Камчатке осуществил спуски водолазов на глубину до 120 метров, после длительного периода восстановления технической готовности корабля!

Несмотря на то, что экипаж в большинстве своём впервые участвовал в обеспечении водолазных спусков, да и участие в таких мероприятиях для многих стало премьерой, поставленная задача была выполнена в полном объёме.

2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и мы во взаимодействии с экипажами других кораблей дивизиона принимали в них самое непосредственное участие.

Следующим, весьма важным, новым и очень серьёзным событием для корабля стали испытания вертолётного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил.

В июле водолазы-глубоководники спасательного судна «Алагез», которым командует капитан 1 ранга Александр Бузилов, в рамках плановой боевой учёбы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров.

Справка

В 80-е гг. в ВМФ Советского Союза велось строительство новых судов и оснащение их современными техническими средствами. Так, например, были построены два уникальных по своим многоцелевым возможностям спасательных судна проекта 537 — "Эльбрус" (1980 г.) и "Алагез" (1989 г.). Эти суда явились качественно новой ступенью в развитии подкласса спасательных судов. Сейчас "Алагез" является флагманом спасательных сил.

На них предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 м. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Суда оснащены современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеют вертолетные площадки и ангары для базирования вертолётов.

"Алагез" – спасательное судно проекта 537 (шифр "Осьминог"). Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам.

Место базирования

Тихоокеанский флот

Постройка

Судно построено на "ССЗ им. 61 коммунара" в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Заложено 29 ноября 1979 года под строительным номером 1912. Спущено на воду 28 июля 1984 года. Введено в строй 28 января 1989 года. Первоначально судно вошло в состав Черноморского флота, а в сентябре 1993 года переведено в состав Тихоокеанского флота.

Вехи

Основные технические параметры

Водоизмещение полное – 14300 тонн.
Длина корпуса – 173,8 метра, ширина – 25,1 метра, осадка – 7,5 метра.
Скорость полного хода – 20 узлов.
Дальность плавания – 15000 миль на 10 узлах.
Автономность – 60 суток.
Экипаж – 315 человек.

Оборудование

- Два спасательных глубоководных аппарата проекта 1855 "Приз".
- Один автономный рабочий снаряд проекта 1839.
- Один поисковый аппарат АГА проекта 1832.
Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.



Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).


Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.

Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна".

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.


Назначение аппаратов пр.1832:
- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
- обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
- доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
- в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.

Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.

При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина".


Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах.
- двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага
- движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага
- подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага

Аккумуляторы:
Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт
- основные СП-680 - 116 шт
- вспомогательные СП-680 - 14 шт
- дополнительные НК-13 - 44 шт


Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


ТТХ аппарата :
Экипаж - 3 чел
опытовый аппарат АГА-6 серийные аппараты проекта
Длина 16,33 м 15,85 м
Ширина 2,52 м 2,52 м
Высота 5,1 м 5,1 м
Осадка 3,3 м
Водоизмещение полное 64,9 т 65,8 т
Масса полезной нагрузки 3100 кг 3100 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна 400 кг 400 кг
Глубина погружения - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
Скорость подводная горизонтальная 3 уз 2.7 уз
Скорость подводная вертикальная 0,6 уз 0,64 уз
Мореходность до 5 баллов до 5 баллов
Автономность
- по электроэнергии - 8-10 часов
- по жизнеобеспечению - 72 часа

Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.

Система автоматического управления "Циркон".


опытовый аппарат АГА-6
серийные аппараты проекта
Гидроакустическое оборудование обзорная ГАС "Коралл"
НГС "Сириус"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
обзорная ГАС "Крильон"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
Навигационное оборудование "Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Экватор"
Оборудование радиосвязи Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
"Лиственница"
Регистрирующее оборудование МС-61
ЭРА
АКС-2П
МС-61
ЭРА
АКС-2П
"Даль"
Научно-исследовательское оборудование "Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Аралия"
"Чета-Б"
"Колва-2"
"Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Дарасун"
МРС-01
"Колва-2"
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451
ПНТ-452
ТКУ "Шар-2"
ПНТ-451
ПНТ-452


Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Модификации :
пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.


Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР " ". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.

Суда-носители :
Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.

В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом.
ТТХ пр.05370:
- водоизмещение - 13500 т
- скорость хода - 22 уз
- автономность - 90 сут
- количество глубоководных аппаратов - 5


Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru).


Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Статус : СССР
- 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.

1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».

1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".

1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.

Реестр аппаратов пр.1832:

№пп Наименование Завод Заводск.№ Закладка Спуск на воду Сдан ВМФ
01 опытовый АГА-6 Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. 01650 31.03.1970 г. сентябрь 1973 г.
25.12.1975 г.
02 серийный головной АС-8 01651 16.05.1975 г. 08.05.1979 г. 29.12.1979 г.
03 серийный АС-24 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01663 12.02.1985 г. 10.12.1988 г. 31.12.1988 г.
04 серийный АС-27 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01671 30.10.1986 г. 09.11.1989 г. 31.12.1989 г.

Источники :
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru , 2011-2012 г.г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.
Штурм глубины. Сайт

К спасательному судну «Алагез» Тихоокеанского флота у меня отношение особое. Выходить в море на нем мне доводилось еще в первой половине девяностых годов ХХ столетия - в самом начале своей офицерской службы, лейтенантом, будучи корреспондентом флотской газеты «Боевая вахта». А на днях этот уникальный корабль отметил юбилей. Двадцать лет назад на «Алагезе» был поднят военно-морской флаг...

На этом судне, которое было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года, предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъемное устройство обеспечивает спуск и подъем подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. «Алагез» имеет подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидробарокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам.

По словам командира спасательного судна капитана 1 ранга Александра Бузилова, 2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и во взаимодействии с экипажами других кораблей «Алагез» принимал в них самое непосредственное участие. Следующим, весьма важным, новым и очень серьезным событием для корабля стали испытания вертолетного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил. А в июле водолазы-глубоководники спасательного судна в рамках плановой боевой учебы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров...

В 1970 - 1980-е годы в ВМФ Советского Союза велось активное строительство новых боевых единиц. В том числе и тех, среди задач которых были спасательные операции. Так, например, в 1974 году началось строительство уникальной подводной лодки, получившей название «Комсомолец Узбекистана».

Именно эта подлодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советским истребителем. В истории той субмарины было достаточно много и других, заслуживающих внимания читателя событий. Так, в марте 1978 года лодка участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «Комсомолец» установил рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил «почетную» награду - «именную» книжицу «Конституция СССР».

Октябрь 1978 года. Переход на Камчатку. Сложный, очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Подъем затонувшей баллистической ракеты.

1980 год. Южно-Китайское море. Поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

Октябрь 1981 года. Участие в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде. Юрий Клебанов, бывший командир электромеханической боевой части, несколько лет назад в беседе со мной вспоминал: «Дул сильный ветер. Около восьми часов вечера - тревога. Первая мысль - опять кто-то затонул. За полчаса дошли до места, поставили сигнальный буй. Минут через сорок погрузились и легли на грунт рядом с аварийной лодкой, так и лежали рядом трое суток. А все потому, что парни с лодки оказались, мягко говоря, малоподготовленными подводниками. Не знаю, кто уж из них все-таки додумался разблокировать переднюю крышку торпедного аппарата, но только после этого мы смогли им помочь...»

А в декабре 1981 года и на самом «Комсомольце» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, в отсеки пошел угарный газ. Без цвета и запаха, как известно. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1 статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие...

Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.

Последнее боевое задание - подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989 года. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии. Узнать же, что это заводской брак, без «Комсомольца Узбекистана» было бы невозможно...

Девяностые годы - после развала Советского Союза - были трудными для нашего флота. Ставший в ремонт «Комсомолец Узбекистана» из-за крайне низкого финансирования в тот период флотских нужд так и не получил новой «путевки в жизнь». Тогда же и на «Алагезе», казалось, был поставлен крест. Но все же этот корабль удалось сохранить. С 2000 года его стали интенсивно ремонтировать. На эти работы были выделены немалые средства. Для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов Владивостокского судоремонтного завода. К тому же ремонт был произведен в одном из самых крупных доков Приморья...