» »

Характеристика агафьи пшеницыной в романе. Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (по роману Гончарова «Обломов»)

23.01.2024

Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.

Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.

Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.

Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов.

Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.

Главный герой, измученный отношениями с Ольгой Ильинской, обретает с преданной ему Агафьей спокойное благополучие, погружаясь в рутину своего иллюзорного мечтательного мира. С другой стороны, образ Пшеницыной иллюстрирует и раскрывает драматизм жизненных идеалов Обломова, застрявшего в пучине бездействия и лени. Именно умиротворяющая атмосфера семейного быта, созданная Агафьей для любимого мужа, и приводит в финале романа к скоропостижной смерти Обломова, отказывающего исполнять рекомендации докторов. У супругов рождается сын, которого Агафья обожает, но решает отдать на воспитание друзьям Обломова Штольцам, поскольку считает, что только они смогут дать ребенку неординарного человека необходимое воспитание и образование.

Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.

Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем. Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям. До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.

Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.

Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.

Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.

Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.

Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж. Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье. Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Насти в рассказе Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является молодая девушка по имени Настя, представленная писателем в образе служанки, горничной главной героини Лизы Муромской, оказывающей ей содействие в личных делах.

    Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Пшеницына Агафья Матвеевна - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума. Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки). Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками. Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери - Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование. П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними - все ухмыляется, как лошадь на овес», - говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие». Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами - любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство... получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно... Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам». Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне. Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки... И чувство П., такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой». Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П. решительно отрекается и от «братца», и от «кума». Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «...он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». У П. и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску - она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П. ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять... теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.

Введение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя. Однако образ Пшеницыной в «Обломове» обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.

На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова – Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье. Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках. Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.

Особенности образа Агафьи в «Обломове»

Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия. У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.

С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании. Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни. Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере. Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.

Разрушительна ли любовь Пшеницыной?

Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того «обломовского» счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа. Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении. Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.

По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни. Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического «Емели», который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя. Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы. Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.

Заключение

Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни. В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.

Тест по произведению

Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина - лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека - Ильи Ильича Обломова. Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров. Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле - в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…

О теме статьи

Предметом нашей статьи станет не главный герой - Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени». Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано. И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.

О персонажах романа

В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц - Обломов, Ильинская - Пшеницына.

Женские образы в романе "Обломов" - сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя - Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу - Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов - человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре - ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать - близкими ему женщинами.

Образы женщин. Мать Обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе "Обломов" характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Ольга Ильинская

Другой женский образ - Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе "Обломов" обрели в нем наиболее яркую составляющую.

В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность - многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

Вдова Пшеницына

Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа - Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила. Агафья Матвеевна - настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением - не из дворянского сословия, как Ильинская, она - из мещан. Как и большинство населения в то время, она неграмотна.

Идея создания образа Ольги

Ильинская - дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу - вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

Ольга всецело увлечена своим замыслом - перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление - изменить Обломова - она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги - «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны - естественность, а с другой - органичное соединение размышления и действия.

Рассудочность любви Ольги

Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом "прагма". Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!

Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.

В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга - не подходит ему.

Образ Ольги... Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины - революционный для русской литературы.

Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается. Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга - самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это - характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А. Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.

То, что она расстанется с Обломовым - неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего. Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца. Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.

Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.

Простая и душевная Пшеницына Агафья

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.

Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать. Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти. Ее серые глаза - зеркало души - простодушны и наивны.

Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина - всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.

Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней - пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской. Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне. Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.

По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь - стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.

Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» - это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство. Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта сердечная, не предполагающая оговорок разума. Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.

Верность Агафьи Пшеницыной

Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное - не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», - говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

Какая она - любовь Агафьи?

Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.

Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности). Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек - объект любви - заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова. Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.

Взгляды на любовь Агафьи и Ольги

Роль женских образов в романе Гончарова "Обломов", таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской - это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной - обожание. Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» - высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова - «тонкой кистью» выписывать Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую. Все они индивидуальны, штучны, особенны.

Вывод

И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина - хранительница домашнего очага. Женские образы в романе "Обломов" актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына - персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна - деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая - уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына
Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём.
Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; круглые ноги; высокая грудь; светлые, но жёсткие ручки; постоянно работающие локти.
Социальное положение Потеряла родителей в детстве – сирота, проживает с тётей, девушка безупречного воспитания. Вдова с небольшим состоянием; умерший муж – коллежский секретарь Пшеницын; хорошего происхождения; у неё два ребенка.
Поведение Мало говорила, но прямо и конкретно; спокойная; не жантильная; искренне смеялась. Вечно в движении, по хозяйству делает всё правильно; хитрит, но на пользу Обломову.
Знакомство с Обломовым Познакомил их Штольц в доме у Ильинских. Илья Ильич был поражён её дивным голосом. Познакомил их кум Агафьи Терентьев. Затем Обломов снимает жильё у вдовы. Замечает в ней что-то особенное (на момент встречи ещё влюблён в Ольгу).
Отношение к Обломову Любила слушать рассказы Штольца об Обломове, затем её начало умилять чистое и доброе сердце Ильи Ильича. Ольга влюбилась и ждала изменений в Илье Ильиче. Но позже разочаровывается и понимает, что любила выдуманного Обломова. Однако на протяжении жизни она понимает, что он неповторимый человек. Боготворит его, во время болезни заботится о нём и лелеет, молиться за его здоровье. Сама того не замечая бескорыстно влюбляется. Обломов является первой любовью, она принимает его таким ленивым и тихим барином. Считает его удивительным человеком.
Отношение Обломова Считал Ольгу идеалом для «обломовской» жизни, она пробудила в нём светлые чувства, он безумно влюбился, очнулся, пробудился после глубокого сна, но ненадолго. Их отношения начались весной и осенью уже закончились. Эти чувства отличаются от предыдущих. С Пшеницыной Илье Ильичу очень уютно и спокойно, жизнь у неё напоминает Обломовку. Он решается признаться, затем целует.
Жизненная позиция Девушка энергичная и живая, с сильным характером, чёткие взгляды на жизнь, она во всём понимает смысл. Всё делает по дому, но глуповата. Она не рассуждает о жизни, а просто плывёт по течению.
Цели Понять всех окружающих; оживить, пробудить Обломова. Огородить Обломова от работы; создать комфорт.
Дальнейшая судьба Повзрослела, стала намного мудренее; вышла замуж за Андрея Штольца и родила детей. После 7 лет совестной жизни Обломов умирает, и жизнь Агафьи теряет смысл, одно утешение это сын — Андрей Обломов.
Занятия Любит петь и посещает театры, хорошо играет на фортепиано, часто берет в руки газеты и книги. Замечательная хозяйка; хорошо готовит, особенно вкусно печёт и варит кофе; разводит огород и живность; шьёт сама одежду.
Общие черты персонажей

Простота и открытость; верность, преданность; хозяйственность; добродушие; любят рукоделие

    • Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
    • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
    • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
    • Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
    • Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
    • Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]
    • В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
    • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]