Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» (средняя группа)
Написано вместе с Павлом Барто
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто
Искрометное раннее произведение «Девочка чумазая» Агнии Львовны Барто многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали В. Иванова, А. Боровская, Н. Цейтлин.
Стихотворение датируется примерно 1930 годом. Поэтессе в это время исполнилось 25 лет, несколько лет назад она еще служила в балетной труппе, впрочем, уже тогда в печати появились ее дебютные стихи. У данного стихотворения был соавтор – ее первый супруг Павел Барто. Спустя несколько лет семья, где уже рос маленький сын, распалась. В жанровом отношении – поэтический рассказ, сатирический портрет маленькой неряхи, с преимущественно смежной рифмой, хотя встречается и холостая. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Взрослые чихвостят девочку. Однако она проявляет чудеса находчивости. На каждый строгий вопрос у нее есть вполне правдоподобный ответ. Естественно, «черные ладошки» у нее не от грязи, а от жаркого солнышка. Так сказать, почти ровный загар. Например, на кончике носа, ладонях, пятках. Собственно, такой и была сверхзадача, эксперимент. Разумеется, ни вода, ни «мочала» тут ничем помочь не смогут. Даже подозрительные полосы на локтях и ногах – просто не очень удачно легший загар. Довольно бесцеремонны сравнения с зеброй, а тем более, с негром. Следует сказать, что в некоторых более поздних переизданиях книги строчки о негре были опущены. Видимо, они выглядели не совсем толерантно. Взрослые беседуют с девочкой на повышенных тонах, с использованием экспрессивных междометий: ах ты, ой ли. Наконец, наступает кульминация. Беспощадные люди несут кусок мыла и мочалку. «Мы ее ототрем». Такое покушение на независимость героиня снести не могла. Однако отчаянный крик не помог, не выручило и «цапанье». Последний призыв к разуму взрослых: «они не будут белые!» Однако мочалка опровергла ее железные доводы. Столь же немилосердна оказалась губка, до красноты надравшая «бедный носик». Пришлось перетерпеть и щекотку. Как в страшном сне звучат сакраментальные фразы: а пятки тоже отмылись. Финал же и вовсе завершается обидным утверждением: это была грязь. Девочка стала бело-розовой, хотя и порядком зареванной. Море уменьшительных суффиксов подчеркивают интонацию стихотворения, соответствует восприятию маленьких слушателей: ладошки, носик, дорожки. Несколько непривычно для поэзии А. Барто отсутствие у героини имени. Множество лексических повторов, рефренов, анафор. Сравнение: как кошка. Череда вопросов и восклицаний, яркая просторечная лексика.
«Девочка чумазая» А. Барто – поучительные стихи для самых маленьких о пользе чистоты и вреде лени.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях — дорожки.- Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
— А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слез:
-Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
— А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
— Конец —
Стих А. Барто. Иллюстрации М. Маломуд
Подготовила:
Воспитатель группы «Капелька»
Лаборешникова М.П.
Конспект интерактивного занятия по стихотворению
А. Барто «Девочка чумазая»
Цель:
Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела;
Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;
Поддерживать интерес к познанию своего тела;
Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.
Вид занятия: Занятие с использованием ИКТ.
Оборудование: Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», иллюстрации, видеоролик по стихотворению, 2 куклы заранее измазанные, игра «Одень девочку по погоде»(бумажная кукла с одеждой).
Ход занятия:
Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его.
Давайте вместе с вами вспомним, как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)приложение 1
Что мы используем при мытье рук? А после чего необходимо мыть руки?
(при мытье рук мы используем мыло. Руки нужно мыть после прогулки, перед едой и после туалета.)приложение 2
Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)
Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку. приложение 3
Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.
«Девочка чумазая»
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные
Ладошки;
На локтях-
Дорожки.
Я на солнышке,
Лежала,
Руки кверху
Держала.
Вот они и загорели.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
Я на солнышке
Лежала,
Нос кверху
Держала, вот он и загорел.
Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы
Измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги,
Как у негра.
Я на солнышке
Лежала, пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка. Дайте мыло.
Мы её ототрём.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало,
Царапалась,
Как кошка:
Не трогайте
Ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос –
Разобиделась до слёз:
Ой, мой бедный
Носик!
Он мыла
Не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
А нос тоже отмылся.
Отмывала полосы-
Кричала громким
Ой. Боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
А пятки тоже отмылись.
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Посмотрите, вот эта девочка. Что с девочкой не так? (она испачкалась, грязная, чумазая)
Что же у нее грязное? (дети рассказывают стихотворение руками )
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра.
Пятки тоже черные.
Вам нравится такая грязная девочка? (нет ). Стали бы вы играть с чумазой девочкой? (нет ). А почему плохо быть грязной? (ответы детей)
От грязи можно заболеть – кожа покраснеет, и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда они заболеют. Еще, если кушать грязными руками, будет болеть живот.
Как же помочь этой девочке? (ее надо вымыть )
Чем ее надо мыть? (мочалкой с мылом )
Может она не знает, как надо мыться? Давайте ей расскажем и покажем.
Физкультминутка:
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, сдавайся!
Волосы тоже надо вымыть. Чем вам мама моет головку? (шампунем ) Давайте покажем, как надо мыть волосы. (имитация движений)
Посмотрите, девочка поняла, что грязной быть плохо и что она делает? (моется, старается отмыть всю грязь, вон сколько пены!)
Кто же помогает девочке? (мама)
Девочка вымылась, стала чистой, но она вся мокрая. Что ей нужно сделать?
( надо взять полотенце и вытереться)
Правильно, ей понадобиться большое махровое банное полотенце.
Осталось девочке только расчесать волосы. Чем? (расческой)
Чтобы волосы были густые, быстро росли, надо расчесывать их и приговаривать:
Чешу, чешу, волосоньки,
Расчесываю косоньки.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Давайте, все вместе, расскажем девочке эту потешку. (дети повторяют 2-3 раза)
Вот и наша девочка. Теперь она вам нравится, почему? (она чистая, опрятная, с ней будет приятно играть)
Игра, чья команда быстрее отмоет куклу.
Посмотрите друг на друга и скажите: «С вами стали бы играть другие ребята?»
Почему вы так думаете? (мы чистые, руки и лицо чистые, одежда чистая, всегда причесаны)
Вы, ребята, молодцы! У вас всегда ручки и лицо чистые, у всех красивые прически, и одежду вы стараетесь не пачкать. Ну, а если у вас ручки испачкаются, вы глазки трогать ими не будете и перед едой обязательно вымоете ручки с мылом чтобы не заболеть.
В заключении дать детям поиграть в игру «Одень девочку по погоде». показать детям фрагмент из мультфильма «Мойдодыр» .
Приложение
2.
4.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Подтвердить оценку
Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 25
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отправить
Спасибо за отзыв!
Прочитано 4210 раз(а)
-
Как у нашей Любы — Сергей Михалков
Как у нашей Любы Разболелись зубы: Слабые, непрочные - Детские, молочные… Целый день бедняжка стонет, Прочь своих подружек гонит: – Мне сегодня не до вас! - Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет, Не спускает …
-
Белые стихи — Сергей Михалков
Снег кружится, Снег ложится - Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица, И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мёрзнут птички, Выпал снег – упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на …
-
Чешские народные песенки — Самуил Маршак
Хоровод Можно ль козам не бодаться, Если рожки есть? В пляс девчонкам не пускаться, Если ножки есть? За рога возьмем козленка, Отведем на луг, А девчонку за ручонку - В наш веселый круг! Сенокос …
Мафин печёт пирог
Хогарт Энн
Однажды ослик Мафин решил испечь вкусный пирог точно по рецепту из кулинарной книги, но в приготовление вмешались все его друзья, каждый добавил что-то своего. В итоге, ослик решил даже не пробовать пирог. Мафин печет пирог …
Мафин недоволен своим хвостом
Хогарт Энн
Однажды ослику Мафину показалось, что у него очень некрасивый хвост. Он очень расстроился и друзья стали ему предлагать свои запасные хвосты. Он их примерил, но свой хвост оказался самым удобным. Мафин недоволен своим хвостом читать …
Мафин ищет клад
Хогарт Энн
История про то, как ослик Мафин нашел бумажку с планом, где спрятан клад. Он очень обрадовался и решил сразу пойти на его поиски. Но тут пришли его друзья и тоже решили найти сокровища. Мафин ищет …
Мафин и его знаменитый кабачок
Хогарт Энн
Ослик Мафин решил вырастить большой кабачок и победить с ним на предстоящей выставке овощей и фруктов. Он ухаживал за растением все лето, поливал и укрывал от жаркого солнца. Но когда пришла пора ехать на выставку, …
Чарушин Е.И.
В рассказе описываются детеныши разных лесных зверей: волка, рыси, лисы и оленихи. Скоро они станут большими красавцами-зверями. А пока они играют и шалят, очаровательные, как любые малыши. Волчишко Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла …
Кто как живет
Чарушин Е.И.
В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …
Рваное Ушко
Сетон-Томпсон
Рассказ про крольчиху Молли и ее сыночка, которого прозвали Рваное Ушко после нападения на него змеи. Мама учила его премудростям выживания в природе и ее уроки не прошли даром. Рваное ушко читать Рядом с опушкой …
Животные жарких и холодных стран
Чарушин Е.И.
Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры - полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! …
Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …
В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …
Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …
Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …
1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты
Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …
2 - Три котёнка
Сутеев В.Г.
Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …
3 - Ёжик в тумане
Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …
4 - Про мышонка из книжонки
Джанни Родари
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.
— Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
— А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слез:
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
— А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
— А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.