» »

Архитектурное освещение – нормы и секреты монтажа. Декоративное освещение загородного дома

05.11.2018

Архитектурное освещение

Архитектурное освещение - неотъемлемая часть ночного городского пейзажа

Архитектурное освещение - это умело созданная игра света, которая позволяет расширить оригинальные дизайнерские задумки в темное время суток. Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток - они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение - это действенное рекламное средство.

Идея наружного освещения фасадов зданий и архитектурных объектов появилась в США после того, как была окончена Первая мировая война - в этот период Манхэттен, самый популярный район Нью-Йорка, был превращен в нереальный по светоизлучению остров. Для Европы эта тенденция пришла в параллели со стремлением эстетично оформить современные города, которым архитекторы стремились придать утонченность и изысканность. Европейская сдержанность не приняла “кричащие” американские традиции - Старый Свет последовательно придерживался традиций, которые формировались столетиями, и во всем демонстрировал чувство меры. Вплоть до начала 60-х годов прошлого века архитектурное наружное освещение было на втором месте. Но тенденция все же набирала обороты и у специалистов появлялись новые идеи, воплощение которых требовало знаний и определенного уровня мастерства.

Если говорить о России, то самые массовые электрические зрелища пришлись на коронацию Александра III в 1883 году. Тогда лампочки Эдисона (которые большевики переименовали в лампочки Ильича) зажглись на высокой колокольне храма Ивана Великого в количестве трех с половиноq тысяч. Только выстроенный храм Христа Спасителя осветили лучи прожекторов и дуговых ламп, которые били с башен Кремля. Художники, жившие в то время, запечатлели невиданное по красоте событие во многих картинах. Уже во времена Советского Союза архитектурная подсветка пользовалась успехом у приверженцев сталинского неоклассицима, которому были характерны монументальность и ансамблевость. А на фасадах “сталинок” часто располагали скульптуры, требующие локальной подсветки. Сейчас эти высотки выглядят, как современные архитектурные объекты, благодаря грамотной и яркой подсветке.

Применение архитектурного освещения


В настоящее время применение архитектурной подсветки отличается совмещением функциональности и эстетического восприятия. Для коммерческих объектов такое светотехническое решение - способ обратить внимание клиентов или покупателей в вечернее и даже ночное время на запоминающийся образ. Современность стала требовать энергобережливости и экономичности одновременно - поэтому вместо затратных, морально устаревших ламп накаливания пришло светодиодное освещение. С его помощью специалисты обеспечивают декоративное освещение фасадов зданий, подчеркивая те детали, на которые при дневном свете никто не обращает внимание и которые ночью вдруг начинают доминировать при грамотно расставленных прожекторах. Появилась уникальная возможность выделить строение на фоне других архитектурных объектов, придав фасаду индивидуальность и выразительность.

В распоряжении современных мастеров-светотехников имеется большой выбор самых разнообразных средств, которые можно просто установить, не нарушив при этом целостной композиции всего здания. Разрабатывая проект архитектурного освещения, важно учесть массу нюансов. Это:

- размер предполагаемого энергопотребления;
- способы установки;
- мощность;
- направленность светопотока;
- степень безопасности для людей;
- перспективы дальнейшего обслуживания;
- полное соответствие санитарным нормам и строительным ГОСТам.

Важно понимать, что освещение фасадов проектируется для создания гармонии в сочетании света и архитектуры, которая привлекает внимание своим очарованием и новым звучанием привычных контуров и линий. Современные технологии позволяют менять архитектурное освещение каждое время года - золотая осень сменяется переливами новогодней иллюминации. Также по желанию владельцев архитектурное светодиодное освещение может быть обыденным или праздничным.

Основные типы архитектурного освещения зданий


Специалисты различают шесть основных приемов, которые позволяют создать современное архитектурное освещение. Это:

- заливающее освещение – с точки зрения дизайна самый простой вариант, так как подходит для работы с церквями и костелами, объектами культуры и историческими памятниками. Заливающее освещение способно передать монументальность объектов, сохраняя при этом целостность их восприятия зрителями. Чтобы добиться желаемого результата, прожектора устанавливают на нужном расстоянии от объекта (как вариант - на столбах). В этом случае имеется один малоприятный момент - свет этих прожекторов будет через окна пронизывать здание и этот вариант неприемлем для сооружений, в которых предполагается присутствие людей в темное время суток (например, отели или бизнес-центры). Заливающее освещение позволяет создать направленный светопоток. В качестве таких элементов могут выступать фризы, лепнина, оконные проемы или арки с карнизами. Целью специалиста является способность объединить все эти элементы в единую композицию. Для ее достижения применяют светильники средней мощности или приборы на базе светодиодов - они становятся все популярнее в последнее время, вытеснив громоздкие и энергоемкие люминесцентные светильники;
зональное освещение способно создать специфический акцент на некоторых элементах архитектурного строения;

- контурное освещение и силуэтное освещение позволяют получить более очерченные формы без акцента на каких-то деталях. Важно, чтобы контурное освещение создавало эффективный задний план, позволяющий силуэту самого объекта оставаться темным, но обязательно сохраняя при этом четкую геометрию линий. Это архитектурное освещение зданий используется для различных дворцов и театров;

- световые фасады - такой тип отлично подойдет зданиям с большим количеством остекленной плоскости (торговые центры или админздания). При этом осветительные приборы размещают внутри объектов, направляя светопоток на стекла, чтобы получить динамичный или статичный эффект;

- художественная подсветка фасадов - в этом случае используются специальные средства художественной подсветки, которые создают неповторимые образы архитектурных объектов в темное время суток.


Какие светильники применяются для архитектурного освещения?

Подсветка зданий и фасадов, отдельных объектов уличной архитектуры создается светильниками с разными конструкциями, характеристиками и функциональным назначением. Чаще всего это универсальные прожекторы, которые годятся как в практичных, так и в эстетических целях - они могут оригинально подсвечивать фасады или освещать общую территорию. Эти устройства позволяют получить точечное освещение или добиться мягкого, рассеянного света. Галогеновые прожекторы отлично передают естественный цвет объекта - он максимально приближен к дневному аналогу. К недостаткам такого типа светильников стоит отнести длительный период разогрева - 1,5-2 минуты. Повторное включение также выполняется после паузы.

Люминесцентные светильники применяются для того, чтобы выделить и украсить высотные здания в темное время суток, подчеркнув величие форм и размеров. Это самый не дорогостоящий вид подсветки. Неоновая подсветка отлично подходит для работы с объектами сложной конфигурации и используется в качестве наружной рекламы, для локального выделения определенных частей или фрагментов архитектурного сооружения. Неоновая подсветка имеет неоспоримые преимущества - неоновой трубке можно придать любую форму и у таких светильников при соблюдении условий эксплуатации может быть продолжительный срок работы.

Светодиоды — это современные устройства, которые существенно (на 82%) сокращают электропотребление. В архитектурном освещении такой тип светильников применяется с целью придать геометрии зданий урбанистического формата акцентное внимание. Его лучше не использовать для подсветки сложных форм - светодиоды не годятся для арок и оконных проемов. Цвет светодиодов может быть разным, но обязательно насыщенным, что позволяет развить фантазии дизайнеров, которые любят использовать оранжевые и красные тона.

Архитектурная подсветка - имидж любого здания

Ушли в невозвратное прошлое города с одиноким фонарем на углу - современные ритмы требуют, чтобы с наступлением сумерек жизнь продолжалась. И не важно - столица ли это, областной центр, курортный или туристический город - жизнь в нем продолжает кипеть и в вечернее время. А помогает это осуществить архитектурное освещение - оно превращает любой мегаполис в светящийся и переливающийся космический корабль, полный загадок и удивительных открытий.


Специалисты предлагают смелые проекты освещения, которые позволяют осуществить инновационные технологии современности. Умело направленный свет позволяет выделить главные объекты или фрагменты, меняет акценты и становится неотъемлемой частью ночного пейзажа современных городов. Все чаще встречаются подсветки фасадов зданий и сооружений торгового и развлекательного назначения, которые до неузнаваемости меняют архитектуру и восприятие - создается ощущение, что вечером вы гуляете по совершенно незнакомому городу.

В такой подсветке делегируются маркетинговые функции - правильно расставленные акценты обращают на себя внимание и запоминаются. Именно так можно создать оригинальный имидж любому строению. Главное, чтобы разрозненные усилия разных владельцев отличала одна черта - профессионализм светотехников, который позволяет создавать объекты, вписывающиеся в общую концепцию архитектурного решения городской среды. Чтобы убежать от безликой серости и мрака наступающих сумерек - обратитесь к специалистам, которые помогут выбрать, рассчитать,установить системы освещения фасадов и других элементов так, чтобы здание могло преобразиться до неузнаваемости.

Это помогают сделать всевозможные светильники и в основном те, что устроены на светодиодах - экономичных и безопасных. Они дают различной степени насыщенности и яркости свет всевозможных тонов и оттенков. Иногда ожидаемый эффект портит непрофессиональный подход к этому процессу, когда не учитывается интенсивность уличного освещения и автомобильного движения с включенными фарами, что вносит корректировку в задуманный проект.

Поэтому проектирование, расчеты, в которых важно учесть массу нюансов стоит доверять специалистам высокого класса мастерства и профессионализма. Опытные светодизайнеры могут создать такое освещение, которое будет способно скрыть имеющиеся недостатки и подчеркнуть достоинства любого архитектурного объекта. С их помощью наши города приобретут американский блеск и европейский шик, сохранив славянскую архитектурную культуру.

Загородный дом это место, куда хочется вырваться из шумного и грязного города, место душевного спокойствия, единения с природой и, конечно, семейного уюта. Причем уют этот должен затрагивать не только интерьер дома, но и его фасад. Но как же украсить дом так, чтобы он не выглядел новогодней елкой и гармонично вписывался в окружающий ландшафт? Здесь вам поможет только грамотное освещение экстерьера, а именно светодизайн.


Просматривая картинки в журналах и интернете, мы приходим к выводу, что архитектурное освещение фасадов это целое искусство. Каким бы ни был экстерьер дома, правильно обыгранный светом, он становится уникальным в своем роде, ярким или загадочным, современным или с оттенком Средневековья. Для достижения таких, казалось бы, сложных задач в арсенале светодизайна имеется несколько приемов, которые используются при разработке концепции подсветки.








Второй не менее интересный прием эффект акцентного освещения. Зачатую он используется для фрагментарного выделения светом каких-либо объектов фасада. К примеру, благодаря такому приему можно акцентировать внимание не на всем доме целиком, а лишь на отдельных его декоративных элементах: лепнине, нишах, статуях, колоннах, фамильных гербах. В этом случае благодаря специальным цветным фильтрам и свету можно изменить цвет освещаемых объектов.


Контурная подсветка здания достигается благодаря светодиодным трубкам и шнурам, которые идеально подходят для такого рода подсветки коттеджа. Применяя это технологию, можно обрисовывать архитектурный облик дома или даже выделить отдельные его части элементы крыши, эркеры, колонны, балюстрады, перила лестниц и ограждений балконов. Скрытая подсветка элементов фасада такой вид наружного освещения, который не освещает поверхность здания, а подсвечивает выступающие элементы фасада, подчеркивая архитектуру фасада и органично вписываясь в нее. Таким приемом можно подсветить карниз крыши или нижнюю плоскость балконной плиты, смонтировав под них светодиодные трубки или гибкий неон.





























Основные источники света В наших домах используются два основных источника света: лампы накаливания (электрические лампочки) и люминесцентные лампы (дневного света). Наибольшей популярностью пользуются электрические лампочки из-за большей мощности и малых размеров.















Живя в сумасшедшем темпе мегаполисов, горожане находят все меньше времени для отдыха. А уж если отдыхают, то происходит это по большей части поздним вечером или ночью. Жизнь города в темное время суток оказывается не менее, а может быть, и более оживленной. Ночное освещение города важно для людей, поскольку они хотят видеть ночной город таким же красивым, как днем. Улицы, площади и здания больше не имеют права прятать в темноте свою красоту.

Историческая справка

■ Об освещении улиц при помощи искусственного света заботились еще древние римляне и афиняне, а праздничное освещение по случаю коронаций и побед стали проектировать примерно с XVI века. Ночное освещение города в качестве архитектурной подсветки насчитывает всего лишь чуть более 100 лет, как и электрический свет. В конце 1880-х в разных городах мира начали освещать доминантные объекты вроде здания Гранд Опера в Париже, статуи Свободы в Нью-Йорке, колокольни Ивана Великого и башен Кремля в Москве. Наиболее широкомасштабными полигонами для изучения возможностей освещения архитектуры электрическими источниками света стали всемирные выставки, проводившиеся в большом количестве на рубеже XIX–XX веков.

Каждый источник света в темноте – это своего рода «волшебная палочка», способная придать пространству неожиданно камерное, уютное звучание, выхватить из мрака фрагмент здания, участок площади, создав центр притяжения буквально на пустом месте, там, где к тому нет никаких архитектурных и градостроительных предпосылок. По-английски это свойство называют placemaking. Ведь ночью все, что не освещено, исчезает в сумраке, даже самые красивые ансамбли превращаются в пугающие призраки. Тем удивительнее, что жанр «внешнее архитектурное освещение» появился не так давно, около 120 лет назад. На протяжении всего XX века велись поиски в сфере декоративного освещения городских объектов и ансамблей. Новые идеи появлялись с изобретением новых источников света и приборов, а также со сменой господствующих стилей в архитектуре и появлением новых типологий зданий. Ночное освещение города как архитектурная подсветка распространена повсеместно: в столичных мегаполисах и маленьких городках при помощи освещения выделяются главные доминанты; декоративной подсветке природно-ландшафтных комплексов также уделяется большое внимание.

Нормативы

На сегодняшний момент существуют понятия светообъемного проектирования (точечная работа) и светового урбанизма. Средства на разработку глобальных проектов освещения архитектурных и природных ансамблей выделяют городские власти – с целью дополнительного привлечения туристов или, например, при подготовке к юбилеям, как это было в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Москва в этом отношении – один из самых развитых городов. В состав Генерального плана Москвы, в раздел «Комплексное благоустройство территорий», включен принятый в 1999 году Световой план. Этот документ не обязывает конкретного застройщика в конкретном месте обеспечивать архитектурное освещение, а лишь определяет, как лучше это сделать при наличии добровольного стремления застройщика.

Тем не менее столичный мэр в свое время выпустил указ об обязательной разработке архитектурного освещения «для всех строящихся и реконструируемых объектов в центральной части города и в исторических зонах города, а также для объектов, имеющих важное градостроительное значение». Такие проекты, как правило, проходят согласование на художественном совете. Иллюстрацией тому может послужить согласованная концепция по ММДЦ «Москва-Сити». Способом регулирования работы светотехников являются различные нормативные документы. Постановлением Госстроя России от 29 мая 2003 г. за № 44 утвержден СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», в который включен дополнительный подраздел по наружному архитектурному освещению зданий и сооружений. Пункт 7.56 требует от наружного архитектурного освещения «обеспечения в вечернее время хорошей видимости и выразительности наиболее важных объектов с повышением комфортности световой среды города».

Причем осветительные установки «не должны производить слепящего действия на водителей транспорта и пешеходов». В пункте 7.60 даются рекомендации по соотношению максимальной и минимальной освещенности в пределах одной зоны: «не менее 10:1 и не более 30:1 на элементе, акцентируемом светом». Также в постановлении формулируются рекомендации по выбору источников света, в частности энергосберегающих ламп, и правила, запрещающие засветку (попадание прямых лучей от наружных приборов освещения) окон жилых или рабочих помещений. Со всеми этими документами есть серьезная проблема – современная наука пока не может определить единственный и самый главный параметр для нормирования, поскольку не до конца ясны механизмы реакции человеческого глаза и нервной системы на свет. Известно лишь, что неправильный световой режим заметно влияет на утомляемость человека. Существует даже понятие светового шума, при котором в видимой зоне оказывается много излишне ярких источников света различного качества. Чаще всего виновником такого «шума» становится световая реклама. Свет используется все шире, все активнее.

В некоторых городах уже приходится бороться со световым «загрязнением» неба, влияющим на животный мир. В связи с этим наиболее ответственные производители, разрабатывая приборы, продумывают, как избежать лишнего распыления света в атмосфере. Ночное освещение города и развитие технологий в освещении за последние десять лет шагнуло далеко вперед. Появляются новые источники света, расширяются возможности по управлению ими, минимизируется энергопотребление, совершенствуются осветительные приборы.

Источники

В основе всего этого электротехнического разнообразия находятся источники света, без которых не может быть освещения как такового. Ведущими мировыми фирмами-производителями источников света являются Philips Lighting, Osram, General Electric Lighting, BLV. В России есть свои заводы: «Светотехника» в Лихославле, «Стелла» в Москве, Московский опытный светотехнический завод, Кадошкинский электротехнический завод, корпорация «Макском Электро».

Для уличного, в том числе и архитектурного освещения, используют достаточно много разновидностей источников света: лазеры, люминесцентные лампы, галогенные, ксеноновые, неоновые, натриевые низкого давления, натриевые высокого давления, металлогалогенные, светодиоды. Однако большинство из них обладает существенными недостатками. Обычные люминесцентные лампы иногда не работают при минусовых температурах, галогенные лампы слишком часто перегорают (максимальный срок службы у них 4 000 часов), у натриевых ламп низкого давления плохая цветопередача, неоновые и лазеры не дают достаточного светового потока и потому используются только в декоративных целях. В результате лишь последние три источника из списка широко распространены, поскольку лидируют по качеству и технико-эксплуатационным характеристикам, влияющим на область применения.

Металлогалогенная лампа (МГЛ) относится к типу газоразрядных источников света высокого давления. Свечение в ней возникает в результате излучения смеси паров металла и продуктов распада галогенидов: таллия, индия, натрия. От используемой смеси зависит цветность света. Эта лампа была создана в начале 60-х годов прошлого века, а последнее ее усовершенствование произошло с введением керамической горелки. На сегодняшний момент большую часть установок архитектурного освещения оборудуют этими лампами, обеспечивающими замечательную цветопередачу, а существование компактных ламп данного типа позволяет создавать светильники и прожекторы небольших размеров.

Натриевые лампы высокого давления (НЛВД) также относятся к газоразрядным лампам. Световое излучение возникает в них при дуговом электрическом разряде в парах натрия. Они дают теплый желтый свет, их цветовая температура приближена к цветовой температуре горящей свечи. Впрочем, некоторые фирмы выпускают такие лампы белого света, что достигается путем повышения давления в горелке, сопровождающегося уменьшением светового потока. Их основные достоинства – высокий коэффициент цветопередачи и экономия электроэнергии, благодаря которым они весьма распространены. Кроме того, их видимый спектр наиболее заметен для человеческого глаза, они наилучшим образом обеспечивают ориентацию для человека при минимальной видимости ночью, в самую плохую погоду.

Светодиод (LED) представляет собой полупроводниковый кристалл, светящийся при протекании через него тока. Цветность его света зависит от типа кристалла и силы подаваемого тока. К преимуществам светодиодов относятся механическая прочность, низкое энергопотребление, миниатюрность и главное – продолжительный срок службы, что позволяет устанавливать их в малодоступных местах. Однако светоотдача диодов невелика, кроме того, они дороги при покупке, хотя, по словам специалистов, их стоимость окупается в процессе эксплуатации. Пока светодиоды только выходят на рынок. Сегодня принято считать, что это – будущее светотехники. Многие производители осветительных приборов уже стали приспосабливать под них приборы, придуманные для металлогалогенных ламп.


Приборы

Выпуская различные осветительные приборы, фабрики более всего ориентируются на три вышеперечисленных источника света. Наиболее известные иностранные производители таких приборов, представленные на нашем рынке, – iteco, Osram (Германия), Zumtobel (Австрия),Torn (Франция), iGuzzini, Targetti, Martini, SBP (Италия). В России осветительные приборы производят в основном те же заводы, что производят источники света. На сегодняшний день они уступают зарубежным конкурентам как в дизайне, так и в технологичности, но отличаются невысокими ценами. Осветительные приборы можно систематизировать так же четко, как источники света. Они различаются по расчетной мощности и по используемым источникам света. Кстати, в одном приборе возможно совмещение нескольких идентичных или различающихся источников света.

Существуют приборы направленного и рассеянного света, причем первые, в свою очередь, различаются по узости луча и его направленности: симметричный он или асимметричный. Принято делить осветительные приборы на встраиваемые в искусственные поверхности, встраиваемые в землю (грунтовые), навесные, подвесные, на опорах. В своих каталогах производители выделяют в отдельную группу приборы цветного и цветодинамического света. Осветительный прибор – это комплект, состоящий из множества разнообразных деталей, лишь часть из которых обязательна, а остальные можно подбирать в зависимости от конкретных целей и возможностей бюджета. Например, достаточно сложно включить газоразрядные лампы без использования пускорегулирующего аппарата.

Раньше это были электромагнитные устройства, теперь появились электронные – более дорогие, но и лучше работающие. В приборы, если есть необходимость управления ими, встраиваются специальные платы диммирования, или изменения цвета. Для направления, распределения и изменения цветности светового потока необходима определенная оптика: отражатели, линзы, рассеиватели, цветные фильтры. Той же цели служат всевозможные шторки и бленды, ограничивающие световое пятно. Есть специальные аксессуары – для того, чтобы не слепить прохожих, и для крепления приборов на разных поверхностях или их встраивания. Одной из важнейших характеристик приборов, рассчитанных на внешнее архитектурное освещение, является степень защиты от воздействий окружающей среды. Существует код защиты от проникновения пыли и влаги IP (Ingress protection).


Он представляет собой две цифры: первая – степень защиты от пыли, вторая – от воды. Чем больше цифра, тем выше защита. Этот показатель всегда указывается производителем в каталоге. Наибольшая защита требуется для подводных и грунтовых приборов. Последние нуждаются в теплоизоляции, чтобы на стекле не кипел дождь и не плавились подошвы пешеходов. От уровня защищенности зависит стоимость: если фасадный светильник стоит € 120–200, то грунтовый – около € 700. Усложненным вариантом светового прибора является осветительный комплекс. Это может быть обычная группа из нескольких приборов на одной несущей конструкции: раме, балке, опоре, а может быть сочетание приборов с дополнительными приспособлениями. К последним относятся комплексы со световодами. Они не особо ярки, однако удобны для обслуживания из-за того, что светильник устанавливается в непосредственной доступности.

Оптоволоконная система нередко используется в ландшафтных проектах, поскольку сам световод передает лишь свет, а не электричество; соответственно, ему не нужна защита от влаги. В качестве дополнения к функциональному освещению в праздники в городе применяются всевозможные гирлянды, сетки и световые шнуры, также являющиеся световыми комплексами. Различные приборы и комплексы объединяют в осветительных установках с единым электроснабжением и управлением, отвечающим за светлостно-яркостно-цветовую композицию.

В одной установке возможно использование нескольких видов источников света и, соответственно, аппаратуры. Надо сказать, что сегодня нормой считается разработка сразу нескольких режимов архитектурного освещения для одного и того же объекта, это отражено и в нормативных документах. Минимум: будничное (более экономное) и праздничное. Также могут различаться вечернее и ночное, сезонное; нередко предлагаются градации и внутри этих разделов. Управление изменениями обеспечивается при помощи компьютера, с диспетчерского пульта или с использованием более простых блоков.


Цветовые эффекты

Непосредственный спутник света – цвет. Хотя на сегодняшний день уже существуют источники света, дающие почти идентичный дневному цвет света, никто не хочет ограничиваться ими, ведь для многих архитектурное освещение – это своеобразный аттракцион. Цветовые эффекты получаются благодаря использованию стационарных или сменяющих друг друга цветных фильтров, использованию в одном приборе/комплексе источников света различной цветности, включаемых попеременно, или специальных линз, переводящих видимое свечение в разные области спектра. За счет использования цвета можно создавать разнообразные образы одного и того же объекта/ансамбля. Здесь работают все известные законы влияния цвета на психику человека: теплые оттенки дают ощущение уюта, золото – богатства, приглушенные холодные оттенки создают мистическую атмосферу, яркие чистые цвета вызывают прилив энергии и ощущение праздника.

Цветодинамика, пришедшая в архитектурное освещение со сцены, и вовсе способна превратить объект в нечто живое. Для создания световой динамики используют приборы с традиционными источниками света, работающие на основе палитры CMYK, называемые колорчейнджерами, а также светодиодные модули с палитрой RGB. Они способны менять цвет и яркость света, направление и угол луча. Основой светодинамической установки является программируемая система управления, передающая по кабелям, идущим к приборам, сигналы о включении, выключении, перемещении фильтра в соответствии с определенными протоколами (например, DMX). Также управление может производиться при помощи радиосигнала, поскольку длина кабеля напрямую влияет на силу сигнала.


Основы светодизайна

Сегодня есть два основных принципа . В первом случае объекты подсвечивают направленными на них прожекторами или другими устройствами, и тогда люди видят отраженный свет. В этом жанре принято различать акцентную и заливающую подсветку, выделяющие, соответственно, отдельные элементы или создающие равномерную освещенность всего объекта. В зависимости от этого здание либо сохраняет тот же вид, что имеет в солнечный день (именно так освещен Московский Кремль), либо создается принципиально новый образ.

Нередко при акцентном освещении архитектурные элементы, днем освещаемые солнцем сверху, подсвечиваются снизу, в результате чего появляются непривычные тени. Интересный вариант подсветки – световая графика. Она хороша на больших поверхностях стен, лишенных декора и акцентов. При таком варианте используются светильники с узким оптическим блоком или установки, проецирующие на поверхности здания любую картинку. Правда, тут есть риск размывания архитектоники объекта. Второй, кардинально отличный прием освещения – создание светящегося объекта, особенно актуальный в случае «стеклянной архитектуры» и способный буквально дематериализовать объекты или их части, превращая в столпы света.

Ночное освещение города. Специализация

Ориентироваться во всем многообразии производимой аппаратуры, аксессуаров, да и просто разбираться досконально еще и в осветительных технологиях для архитектора становится с каждым днем все сложнее. Большинство проектов архитектурной подсветки выполняются совместно со светодизайнерами и светотехниками, которые не только участвуют в разработке художественной концепции, но и делают необходимые расчеты и помогают подобрать подходящую аппаратуру. В стандартный набор услуг светотехнических компаний входят: консультирование, разработка концепции освещения, ее трехмерная , проведение светотехнических и электротехнических расчетов, оптимизация качественных и количественных характеристик освещения, подбор конкретного оборудования с предоставлением обоснования выбора, разработку систем управления, поставки всего необходимого, монтаж, авторский надзор, настройка, обслуживание.


Стоимость полноценного проекта чаще всего считают в процентном соотношении от стоимости оборудования (10–15 %). Соответственно, выбирая аппаратуру более дешевых производителей, можно сэкономить, но на рынке световых приборов идея «дороже – значит лучше» в большинстве случаев оправдывает себя. На российском рынке уже действует немало специализированных фирм. В них работают в основном выпускники светотехнических факультетов различных вузов (поскольку светодизайну в нашей стране нигде не учат); изредка архитекторы, решившие посвятить себя свету; промышленные дизайнеры, световые инженеры сцены и, как везде, некоторое количество талантливых самоучек. Некоторые фирмы образованы при компаниях-дистрибьюторах оборудования, другие самостоятельны.

Большую известность при подготовке столицы к 850-летию получили мастерская № 9 проектного института «Моспроект-3», руководимая в то время Николаем Щепетковым, и фирма «Светосервис». В последнее время появилось несколько интересных проектов, выполненных специалистами «Центра Светодизайна» (illuminator group). Весьма эффектны работы Лаборатории архитектурного и спортивного освещения МНИИП «Моспроект-4». В Санкт-Петербурге работают такие фирмы как «Ленсвет», «Сарос», «Точка опоры», в других российских городах также немало специалистов. Сотрудничество архитекторов и инженеров-светотехников с самого начала проектирования позволяет разработать наиболее эффективную систему освещения, предусмотрев места размещения оборудования и электропроводки, чтобы они остались незаметными, рассчитав требуемые мощности, которые учтут разработчики электрического раздела проекта.

Ведь под отдают лишь тот резерв, который остается после расчета энергопотребления всех основных систем жизнеобеспечения и безопасности. (Этот вопрос весьма актуален: во многих городах не хватает электричества, практикуются веерные отключения и прочее). Если светодизайнеров приглашают на стадии полной готовности проекта, а то и строительства объекта, стоимость воплощения какойлибо концепции архитектурного освещения заметно вырастает, нередко в разы. Кроме того, многие интересные решения становится просто невозможно реализовать. Так, например, при работе на навесном фасаде необходимо закладывать дополнительный крепеж, рассчитанный на вес приборов, который может превышать 3 кг. Архитектурный светодизайн – удивительный феномен, на стыке искусства и , обладающий собственной магией, способной превратить обычный городской пейзаж в нечто феерическое, праздничное, волшебное. Но приходится констатировать, что потенциал светодизайна и световых технологий в современной архитектуре пока раскрыт лишь наполовину, а в российских проектах – едва ли на четверть. Мы находимся в начале пути, но все большее количество интересных проектов дает основание верить, что мы движемся из мрака к свету. У нас еще все впереди, как в творческой области, так и в отношении используемых технологий.


Метки: ,

Светодизайн одно из перспективных направлений современного искусства тесно связанное с архитектурой. В вечернее время очертания зданий становятся размытыми, теряют свою индивидуальность, превращаясь в темные бесформенные громады с хаотично разбросанными яркими пятнами светящихся окон. Перед светодизайнерами стоит сложная, но необходимая задача — создать яркое, запоминающееся и вместе с тем сбалансированное световое лицо города. Освещение городских улиц , парков, скверов и отдельных зданий это огромный пласт для их творческой деятельности.


Освещение фасадов общественных зданий, кафе, ресторанов, культурно-развлекательных центров, магазинов занимает в искусстве светодизайна особое место. Создаваемые светодизайнерами светоцветовые решения декоративной подсветки, должны, изыскано и ненавязчиво, подчеркивать важные стилистические и архитектурные особенности здания, и его функциональное назначение. Достигается это правильной расстановкой световых акцентов на наиболее выигрышных элементах здания: резных фризах, пилонах и карнизах. Не менее важная роль в стройной симфонии света отводится выбору светильников. Один и тот же источник света дает целую гамму различных цветовых оттенков, падая на гранит, туф, мрамор или обычный бетон.

Разрабатывая проект декоративного освещения фасада, необходимо позаботится о сочетаемости освещения с подсветкой рядом стоящих зданий и общей композицией освещения. Выбранное светоцветовое решение подсветки фасада не должно разрушать целостность образа и художественный облик здания, к тому же оно должно органично вписываться в архитектурное окружение. Освещение фасада по своему стилю и характеру должно соответствовать учреждению или организации расположенной в этом здании. Исходя из этого, оно может выполняться в строгом классическом стиле для административных зданий или быть ярким притягивающим к себе внимание для торговых и культурно-развлекательных центров.


Разработка декоративной подсветки основывается на выборе наиболее удачных приемов освещения. Достигается это изменением уровня яркости и цветности в освещении различных элементов фасада, игрой на контрасте между освещением здания и фоном, на котором оно расположено. Для максимального достижения необходимых результатов и создания законченного художественного образа объекта применяются различные схемы организации освещения и современные источники света.

Для освещения фасадов административных зданий целесообразно применять заливающее освещение, способное равномерно подобно дневному свету освещать весь фасад здания и прилегающую к нему территорию и дарить свет близкий естественному. Выполняется заливающее освещение с помощью мощных галогенных прожекторов, расположенных на газонах рядом со зданием, или закрепленных на выносных опорах, на соседних объектах. Галогенные прожектора дают возможность создавать различные виды освещения: мягкое рассеянное, яркое направленное или точечное.


Когда возникает необходимость подчеркнуть отдельные части здания, скульптурные группы украшающие фасад, пилоны или карнизы, применяется локальная подсветка. Осуществляют такую подсветку системой прожекторов направленного света. Устанавливают прожектора на самом здании, заботясь о том, чтобы они не искажали его внешний вид.

Для декоративного освещения высоких зданий со сложной архитектурой, торговых и культурно — развлекательных центров больше подойдут неоновые и люминесцентные лампы. Неоновым лампам можно придать практически любую форму. Их применение позволяет создавать множество неповторимых по форме и цветовой гамме рисунков или просто подчеркивать форму здания. Неоновая подсветка один из самых недорогих видов светотехнического дизайна.


В последние годы в освещении фасадов зданий все чаще применяют так называемую скрытую подсветку. Эта подсветка успешно используется для освещения современных зданий часто слишком однообразных в архитектурном отношении. Скрытая подсветка имеет свой световой рисунок, не всегда повторяющий контуры здания. Применение различных приемов световой графики, создание при помощи осветительных приборов светографических рисунков дает светодизайнерам широкие возможности для создания неповторимого облика здания, придания ему художественной выразительности.

Начинать работу над проектом декоративного освещения надо с разработки светодизайнерами световой концепции проекта. Когда найдено единственно правильное решение наступает следующий не менее ответственный этап – разработка и изготовление светотехнической, электрической и конструкторской документации. И только имея полный комплект документов можно приступать к комплектации осветительных приборов. Замена одних видов осветительных приборов другими в готовом проекте допускается только по согласованию со светотехниками после проведения дополнительных расчетов.

Читайте также:


  • Тридцатого апреля в Москве прошло праздничное включение нового архитектурного и наружного освещения здания Государственного академического Большого театра. Реставраторы и строители приурочили данное событие к 65-летию Великой Победы, ведь традиционно 9 ...

Архитектурное освещение – не просто красивая подсветка, это своеобразная художественная игра света, которая инсталлирует формы фасадов в оригинальные дизайнерские задумки. Также с помощью подсветки фасадов зданий, домов, памятников можно создать интересный проект, подчеркнуть силуэт строения либо изменить привычный дневной вид в ночное время суток. Одним словом, подсвеченное здание точно не останется незамеченным, оно будет приковывать взгляды, а в рекламных целях подобное освещение – незаменимый инструмент.

Вообще-то, архитектурное наружное освещение зародилось в США после окончания Первой мировой войны, когда престижный район Нью-Йорка, а именно Манхэттен, буквально преобразился, превратившись в сказочную ночную страну с освещенными воздушными замками — такое сообщение появилось в 1925 году в газете «Нью-Йорк Таймс».

А вот в Европе декоративное освещение фасадов зданий развивалось параллельно с распространением моды на эстетическое оформление городов. Несомненно, европейские идеи характеризовались глубоким чувством стиля и утонченностью вкуса архитекторов.

По словам немецкого кинорежиссера Ф. Ланга, который посетил США в 1924 году, улицы Нью-Йорка превратились в кричащие бездны света вращающегося, крутящегося, движущегося, а это и есть утверждение настоящего счастья. Естественно, многих европейских архитекторов «кричащий», динамичный и хаотичный стиль Америки раздражал, потому что в Европе четко прослеживалось чувство меры и многовековые традиции.

До 1960 года освещение в архитектуре было второстепенным, но количество идей и решений стремительно возрастало, поэтому возникла необходимость получения уровня мастерства и соответственного профильного образования.

Современное архитектурное освещение отличается некоторыми особенностями. Во-первых, это эстетика и функциональность. К примеру, для коммерческих объектов подобное освещение приносит практическую пользу – привлечение внимания, запоминаемость образа. Во-вторых, немаловажен вопрос энергоэффективности, поскольку тарифы растут и затраты, соответственно, также растут. Поэтому время ламп уходит и на смену им приходят экономичные светодиоды.

Многофункциональность освещения фасадов

Умелое применение архитектурной подсветки может иметь потрясающий результат. Плюс ко всему, возможно точечное, разноцветное, контурное освещение, а при желании можно добавить в оформление динамики. Грамотный световой дизайнер может удивительным образом спроектировать здание: подчеркнуть детали, которые днем практически неразличимые, а ночью они приобретают совершенно иной вид.

Архитектурное освещение — способ выделить строение, придать фасаду особую выразительность

Сегодня в распоряжении специалистов огромный выбор светотехнических средств, которые легко монтируются, они не портят целостный вид здания. Во время разработки проекта специалисты учитывают все нюансы, тонкости: мощность, энергопотребление, точки подключения, способы монтажа, возможность удобного обслуживания в будущем, безопасность использования, направленность потоков. Соблюдение строительных и санитарных норм также учитывается.

Важно: освещение фасадов любого здания проектируется с целью создания уникального, роскошного и гармоничного ансамбля света и архитектуры, привлекающего внимание.

Также следует заметить, что в последнее время архитектурное освещение зданий становится еще более интересным, потому что, например, оно может меняться в зависимости от времени года, по желанию владельца, это может быть праздничное либо будничное освещение.

Типы архитектурного освещения зданий

Если говорить об основных приемах наружного освещения, их шесть:

  • общее заливающее освещение – с точки зрения дизайна это самый простой вариант освещения. Он превосходно подходит для объектов культуры (памятников, церквей), отдельно стоящих объектов, потому что сохраняется величественность и целостное восприятие. Заливающее освещение характеризуется установкой прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта – чаще всего они монтируются на столбах. Но нужно учитывать факт, что свет, направленный на здание, будет проходить через окна, поэтому данный вид освещения нежелательно применять для зданий, в которых в темное время суток находятся люди: жилые дома, бизнес-центры, гостиницы;


Общее заливающее освещение — самый простой вариант организации

  • локально/зональное освещение – акцентирование внимания на элементах фасада: оконные проемы, своды, карнизы, балконы, фризы. Для того чтобы композиция была гармоничной, необходимо умело увязать все освещенные детали в единую композицию. В данном варианте архитектурного освещения используются светильники средней, малой мощности, а также светильники линейной формы на базе светодиодов. Именно светодиоды в нынешнее время приобретают все большую популярность, поскольку они являются превосходной заменой громоздким установкам с люминисцентными лампами;


Зональный вид архитектурного освещения акцентирует внимание на отдельных архитектурных элементах

  • фоновое/силуэтное освещение – своеобразный артистичный эффект, позволяющий добиться изображения очертаний форм объекта, но без каких-либо деталей. Суть эффекта – создание светящегося заднего плана, то есть силуэт объекта кажется черным или темным. При этом создается четкий, сильный графический образ, а применяется подобный эффект для освещения дворцов с колоннами, театров;
  • световые фасады – прием подходит для освещения современных зданий со сплошным остеклением: торговые и развлекательные центры, административные здания. Осветительное оборудование устанавливается внутри помещения и направляется на стекло – получаются разнообразные световые эффекты: статичные или с динамикой;
  • контурное освещение – достаточно новый прием, когда с помощью линейных светильников выделяется контур здания. Такое массовое осуществление контурного освещения стало возможным благодаря появлению дешевых источников света – гибкий неон, светодиодные линейки. Они устанавливаются по фасаду сотнями метров, к примеру, ими освещаются фризы, углы;


Применение цветодинамики — потрясающее зрелище, привлекающее внимание к зданию, нередко используется в рекламных целях

  • цветодинамика – очень интересный метод освещения с применением синтеза цвета, изменением оттенков в течение определенного времени, возрастанием/угасанием яркости. А вот приемы применения цветодинамических систем могут быть любыми: и заливающие, и акцентные, и силуэтные. Здесь используются разнообразные цветодинамические светильники: прожекторы, светодиодные линейки, точечные светильники.

Важно: еще можно создавать изумительные светографические рисунки, например, в виде светящихся точек, линий, которые изменяют цвет.

Виды используемых светильников

Архитектурно-художественная подсветка фасадов создается с помощью разных светильников:

  • прожекторы – их чаще всего используют для подсветки фасадов, а также для освещения общей территории или же для рекламных щитов. С помощью прожекторов можно создать рассеянное, мягкое, точечное освещение, к тому же галогенные прожекторы обладают главным достоинством – отличная цветовая передача, максимально приближенная к дневному свету. Но есть и недостаток, а именно скорость разгорания ламп, ведь после включения они разгораются не сразу, а только через две минуты. Да и повторное включение лампы возможно спустя некоторое время;
  • люминисцентные светильники – они применяются для архитектурной подсветки высоких зданий. С помощью данных светильников можно подчеркнуть форму здания либо создать световой рисунок. Такая подсветка является одним из недорогих видов;
  • неоновая подсветка – используется в наружной рекламе и для локального освещения элементов сложной конфигурации. Основное преимущество – придание неоновой трубке любой формы, к тому же при правильной эксплуатации неоновая подсветка может служить длительное время;


Светодиоды — современное решение, позволяющее сократить расход энергии

  • светодиоды – самый современный вид подсветки. Архитектурное светодиодное освещение применяется для подсвечивания геометрических форм, но для сложных форм с оконными проемами, арками оно не очень подходит. Для объектов урбанистического направления – это самый подходящий вариант, к тому же самый экономный: до 80%, если сравнивать с галогенными лампами. Цвет светодиодов невероятно насыщенный: бордовый, зеленый, красный, оранжевый – их категорически нельзя ставить рядом с бледными оттенками металлогенных ламп. С помощью специального устройства можно самому запрограммировать оттенки цветов, а их очень много.

Важно: светодиодное освещение можно назвать эксклюзивом, а он, как известно, дорого стоит. Проекты освещения некоторых зданий оцениваются в сотни миллионов долларов.

Архитектурное освещение сегодня востребовано, главное не забывать об электробезопасности и защищенности оборудования, ну и помнить о качестве светильников.