» »

Белорусское казачество. Историческая справка

22.07.2020

Белорусское казачество представляет собой интересное и своеобразное явление в истории совместной освободительной борьбы белорусского и украинского народов при поддержке братского русского народа против гнета магнатско-шляхетской Речи Посполитой. К сожалению, приходится констатировать, что изучению этого явления в истории классовой борьбы белорусского крестьянства и городских масс уделялось крайне мало внимания.

Казакование белорусов, белорусское казачество не было случайным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XVI - XVII вв. изменений в производственных отношениях.

В XVI - XVII вв. экономическое, политическое и правовое положение белорусских крестьян и городской бедноты значительно ухудшилось.

Быстро росла барская запашка. Феодалы захватывали для фольварков пахотные земли из крестьянского надельного фонда и увеличивали, а где ее не было - вводили отработочную ренту - барщину.

Наряду с барщиной и оброком росли другие виды повинностей. Крестьяне обязаны были молоть хлеб лишь на мельнице своего господина, пить спиртные напитки только в его корчме, покупать соль, гвозди, сельди и некоторые другие товары на его складах и продавать господскому двору мед, воск, меха, лен, коноплю и другую продукцию. Разумеется, покупка и продажа производились по ценам, установленным феодалом.

К середине XVII в. Результаты наступления феодалов выражаются в росте убожества крестьян и разорении их хозяйств. Крестьянский надел в западных волостях Белоруссии к середине XVII в. Колебался в среднем от 0,5 до 0,25 волоки, а в восточных - около 0,5 волоки. 1 Значительно увеличилось количество безлошадных и безземельных крестьян. Последних было несколько категорий - загородники, халупники, кутники. Это по существу были уже не тяглецы, ибо они не имели земли этого фонда «для несения крестьянами повинностей на помещика (Ленин), но будучи крепки личности господина они не могли бросить поместье и уйти в город. Землевладелец жестоко эксплуатировал и путем принудительного найма.

Показателем надвигавшегося упадка поместного хозяйства был чрезвычайно незначительный прирост, почти прекратившийся к середине XVII в., культурной площади под сельским хозяйством, несмотря на прирост населения.

Еще более важным показателем застоя и регресса в области общественного производства является стабилизация, а затем и падение урожайности в результате снижения агротехники, опирающейся на подневольный труд. В.И. Ленин считал, что урожайность является выражением хозяйственной организации, системы и техники страны. 2

Естественным результатом жестокого фольварочно-крепостнического режима, снижения агротехники, обнищания населения был рост неурожайных и голодных городов, ослабление сопротивляемости общества стихийным бедствиям, создание благоприятной почвы для эпидемий и эпизоотий.

Внешнеторговым показателем застоя и начинавшегося упадка поместного хозяйства было падение экспорта хлеба, происшедшее в результате сн7ижения урожайности и ухудшения внешнеторговой конъюнктуры. Достигнув своего зенита в начале XVII в., экспорт уже к концу 40-х гг. сократился вдвое.

Положение в области сельского хозяйства усугублялось тяжелым состоянием городской промышленности и торговли.

Шляхта наступала не только на крестьянство, но и на горожан. Она не допускала их в сейм и всячески ограничивала самоуправление, организацию цехов и гильдий, право владеть землей, занимать государственные и духовные должности и т.п.

Шляхетские привилегии в виде беспошлинного вывоза продукции своего имения и такого же ввоза заграничных товаров, а также указанные выше торговые и промышленные монополии, права шляхты регулировать цены на внутреннем рынке на товары купцов и ремесленников жестоко били по городу, дезорганизовали внутренний рынок, губили местную промышленность.

Фольварочное хозяйство, покоящееся на жестоком крепостничестве и барщине, разоряющее крестьянское хозяйство и низводящее его население до бедности, способствовало сужению внутреннего рынка.

Шляхетские экономические привилегии и поместные монополии препятствовали созданию единого национального внутреннего рынка, наоборот, они содействовали его замыканию в отдельные ячейки, способствуя тем росту местных интересов, сепаратизма и анархии. Страна была лишена внутренней экономической и политической прочности - основного условия прогресса. Все это способствовало прогрессирующему упадку центральной власти, росту безнаказанности злоупотреблений местных властей, шляхты, солдатских наемных банд, что усугубляло разорение крестьян и горожан.

Торговля в том виде, как она выглядела на середине XVII в., закрепляла аграрный характер страны и способствовала консервации феодального строя, превращая Речь Посполитую в аграрный придаток промышленных стран Западной Европы.

Поместье в Великом Княжестве Литовском не в пример Западной Европе эксплуатировало город не только политически, но и экономически.

Все это повлекло за собой опускание городов, их обеднение, обострение внутренних противоречий и классовой борьбы между патрициатом и простым народом, поспольством. Упадок городов к середине XVII в. был уже вполне очевиден. Начинается далеко необычный процесс, наблюдаемый, правда, позже, как аграризация города, - отлив его населения в деревню и сельское хозяйство. Нужно, однако, оговориться, что указанные процессы в городской жизни проявлялись далеко не равномерно на территории Белоруссии. В городах Восточной Белоруссии, несколько отстававшей в темпах развития фольварочного хозяйства и теснее связанной в своей экономической жизни с соседним Русским государством, они выступают слабее, а в некоторых городах даже чувствуется еще развитие. Здесь средние слои городского населения заметно сильнее, чем в Западной Белоруссии. Таким образом, феодальные производственные отношения в том виде, как они развивались в Речи Посполитой примерно к середине XVII в., уже тормозили дальнейшее развитие производительных сил страны.

Выражением нараставшего к середине XVII в. обострения классовых противоречий в феодальном обществе Белоруссии было усиление классовой борьбы эксплуатируемого крестьянства и городских низов подготовившей освободительную войну белорусского народа.

Особенно тяжелым было положение крестьян в голодные годы, а в описываемое время голод был частым гостем в Белоруссии. «Устава на волоки» 1557 г. в таких случаях рекомендовала администрации имений просто отпускать крестьян на прокормление, дабы они не погибли. Подобная практика существовала и в частновладельческих поместьях. Так, в Баркулабовской летописи об одном из таких голодных годов конца XVI в. записано: «Люди убоги яз хлеба на Русь давалися - молодицы, жонки, девки, много на Русь и на Украину понаходило». 3 Немало людей, уйдя из родных мест в поисках средств жизни, долго не возвращалось обратно или навсегда оставалось и на новых местах.

Наряду с отходом крестьян из Белоруссии в голодные годы мужское население уходило на Украину «промышлять». Чаще всего это были спасавшиеся от господского гнета крепостные, к которым присоединялась городская беднота. Эти люди обычно возвращались в Белоруссию, причем иногда сразу большими партиями - «купами».

Пожив более вольной жизнью, иногда несколько лет «показаковав» и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами. К ним присоединялись отдельные товарищи из Украины.

Такие возвращения «купами» для феодалов всегда были чреваты усилением «непослушания» крестьян, а то и вооруженными выступлениями их.

Тесные связи между белорусами и украинцами объяснялись тем, что оба народа были близки по своему происхождению, культуре, историческому прошлому и настоящему. Их роднила общность религии, интересы совместной борьбы с польской шляхтой и магнатами, с воинствующим католицизмом и унией. Связи между Белоруссией и Украиной облегчались прекрасными путями сообщения - Днепром и его притоками.

Экономический гнет в Белоруссии усугублялся гнетом религиозным и национальным, усилившимся с начала XVII в. Это, в свою очередь, обостряло классовые противоречия. Религиозное и национальное угнетение, хотя и в разной степени, затрагивало не только крестьян и городскую массу, но и зажиточных горожан, часть белорусских и украинских шляхтичей, духовенство и монастыри, отодвигая их на второстепенное место в стране. При таком положении вещей появилась возможность выступлений и этих социальных групп против польско-литовской феодальной экспансии.

Крупные движения белорусских крестьян конца XVI - первой половины XVII вв. были тесно связаны с движением украинских крестьян и казаков.

Первое выступление такого характера произошло в 1590г., когда казацкий отряд под командой Матюши, пополненный местными крестьянами и горожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей и даже взял Быхов. 4 Под давлением войск отряд ушел на Украину.

Восстание под руководством Криштофа Коссинского (1591-1593 гг.) тоже нашло отклик в Белоруссии, преимущественно в Могилевском и Минском воеводствах.

Особенно велико было влияние восстания под руководством Северина Наливайко, перешедшего в 1595 г. с Волыни в Белоруссию.

Отряд Наливайко быстро вырос за счет прилива белорусского населения. 5 С восставшими отошло на Украину более 1000 казаков-белорусов.

В 1596 г. в Белоруссии с появлением запорожцев Матвея Шаулы также стали действовать отряды из местного населения, которые нападали на поместья, уничтожали документы, отнимали у панов захваченные ими у крестьян земли.

Эти восстания ативно поддерживала городская беднота, которая вела борьбу против патрициата.

В 1602г. в Белоруссии действовал крестьянский отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно бывали в Белоруссии и в последующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. 6 Известны крестьянские движения в 1613г. на Пинщине и в других восточных волостях. Возникновению их содействовало пребывание здесь казацких частей. На крестьянские движения, поддержанные казаками, жаловалась шляхта на литовских сеймиках в 1615-1617 гг. 8

Мы располагаем некоторыми сведениями о событиях в Слониме в 1615г. В начале этого года отряд казаков, пополненный крестьянами и беглыми солдатами во главе с Челяткой, Коробкой и Каменовским действовал в Слониме и его окрестности. Богатые мещане организовались и нанесли поражение восставшим. Взятых в плен топили и вешали. Разбитые повстанцы и казаки отступили на юг. 9

Большие восстания 30-х гг. XVII в. на Украине также находили свой отзвук в Белоруссии.

Наибольшего размаха достигло антифеодальное движение украинского и белорусского народов в середине XVII в. Героическая борьба украинского народа была поддержана массовым народным восстанием в Белоруссии, подготовленным всем ходом борьбы белорусского народа против магнато-шляхетской Речи Посополитой. В это время в различных районах Белоруссии появилось много «подстрекателей», призывавших население подниматься на борьбу с панами и ксендзами. Распространялись также универсалы Хмельницкого, все чаще раздавались призывы к оружию. Повстанцы «костели палили… ксинзов забияли, дворе зась и замки шляхетские… пустошили, не зоставляючи жадного целого… И на тот час туга великая людем всякого стану значима была и наруганная от посполитых людей, а найбольше от гультяйства». 10

Летом 1648г. в Белоруссии появился значительный отряд казаков под командой головацкого.

На юге Белоруссии одновременно с отрядами казака Небабы действовали крестьянско-казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапки и других.

Казацкие отряды постоянно прибывали в Белоруссию в течение 1648-1649гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки Кривонос (сын), Сохненко, Голота и другие. 10-тысячный отряд Голоты за весну 1649г. вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин и другие города сами открыли ворота восставшим. Много ремесленников влилось в крестьянско-казацкие отряды. Мещани Пинска, Мозыря, Бобруйска, Бреста и других городов вместе с казаками и крестьянами мужественно защищались от шляхетских войск. На место павших становились новые тысячи борцов. Современник-шляхтич писал: «…восстание, как гидра, у которой, если ей отрубить одну голову, то сейчас же вырастает много голов; так и бунтари - вместо одного погибшего по является много других». 11 «Крестьяне,- пишет современник Ерлич,- собирались как мед, и бросались на борьбу и старый и малый, не смотря на то, что наступали сенокос и жниво». 12

Свидетельства современников дают возможность совершенно ясно представить себе классовый состав лагеря восстания. Вот одно из них: «Бунтует чернь, гультяйство, пашенные мужики…, которые к

Черкасам передаются… К казакам в Рославле прибыло из крестьян охотников тысячи полторы… Из королевских и гетманских обозов… бегут нахолки и пашенные мужики…» 13 Следовательно, в восстании приняли участие все группы сельского населения. Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое то вступало в казацкие полки, то создавало свои крестьянские отряды. Об этом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: « Не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казаками увеличили. Охотнее всего присоединяются к ним холопы». 14

В сообщении о взятии Радзивилом города Чечерска говориться, что он, расправляясь с казаками, перебил их жен и детей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Очевидец этих событий Ерлич писал, что шляхта бежала за Вислу «от внутренних врагов - казаков, крепостных крестьян и своих свинопасов», бросив все свое имущество. 15 Восставшие громили усадьбы светских и духовных панов. «По дороге до Кобрина опустошены костелы, все шляхетские усадьбы разрушены… повстанцы идут к Бельску и сами, и все холопы с ними…» 16

Движение в Белоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому с севера войсками Радзивила. Для борьбы с восставшими крестьянами в помощь правительственным войскам были организованы шляхетские отряды. С повстанцами расправлялись самым жестоким образом. Войска под командой Мирского, взяв героически оборонявшийся под руководством Небабы Пинск, вырезали и потопили почти все население города. Гарнизон и население Мозыря под руководством Михненко стойко защищались, предпочитая гибель в горящих развалинах сдаче на милость Радзивилла. Отряд бедноты Минска, присоединившийся к крестьянам и казакам, был почти весь перебит Пацем. Богатые мещане, шляхта и священники за обещание пощадить их жизнь открыли Радзивиллу ворота осажденного Бобруйска. Однако крестьянский казацкий отряд под командой Поддубского, защищаясь на горящих башнях и стенах, предпочел погибнуть в пламени.

Шляхта жестоко мстила восставшему народу. Всех зачинщиков казнили, а подозреваемым в участии и восстании отрубали руки. 17 Население ряда городов было вырезано поголовно. 18 «Около Орши и Минска, Новогрудка, Слонима и Брест-Литовского на полях многие люди, а иные на коле четвертованные», 19 - описывает современник расправу шляхты с восставшими крестьянами.

Белорусское крестьянство и городские низы, осознавая общность своих интересов со стремлениями и требованиями украинского народа, принимали участие в решительных сражениях против польской шляхты и на Украине. Так, летописец сообщает, что в сражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк . Подробных сведений об этом полке мы не имеем. Была ли это просто военная единица, укомплектованная белорусами, преимущественно могилевцами, или наличие Могилевского полка означало создание на какое-то время соответствующей военно-административной, территориальной казацкой единицы неизвестно.

При всем своем размахе крестьянское движение в Белоруссии сохраняло основные недостатки, характерные для всех крестьянских движений: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого с правительством Речи Посполитой (1649) привел к временному ослаблению движения в Белоруссии. Однако, хотя казацкие войска в связи с этим были созваны из Белоруссии, а вдоль левого берега Припяти расставлены заградительные.

Обстановка в Белоруссии была хорошо известна как русскому правительству, так и самому Хмельницкому. Возможность поднять местное население на борьбу против Речи Посполитой представлялось вполне реальной и украинскому гетману и русскому царю. Накануне войны Хмельницкий вел по этому вопросу специальные переговоры с русским правительством. Побуждая царя к решительным действиям, Богдан Хмельницкий заверял его в том, что как только царь примет Украину «под свою высокую руку» и пришлет своих ратных людей, то он, Хмельницкий, немедленно направит свои грамоты в Оршу, Мсиславль и другие города, которые тотчас же встанут на борьбу с панской Польшей, выставив 200 тыс. человек.

В процессе освобождения Белоруссии здесь создавалась довольно сложная политическая и социальная ситуация.

Царское дворянское правительство вело войну с Польшей за освобождение Белоруссии и Украины и воссоединение их с Россией, не ставя перед собой никаких задач в области смягчения, а тем более уничтожения феодального гнета, крепостничества и барщины. Здесь все, в основном, должно было остаться по-старому, за исключением национальных и религиозных притеснений, которые должны были быть ликвидированы. 22 Таковы же, примерно, были и настроения белорусской православной шляхты, городского патрициата и духовенства.

Польская феодально-католическая экспансия на белорусские земли затрагивала интересы значительной части мелкой и средней белорусской шляхты. Местные ополяченные и принявшие католичество магнаты довольно пренебрежительно относились к шляхте. Больше того., они нередко захватывали у нее земли и имущество, переманивали крестьян, грубо попирали их права и привилегии, применяли по отношению к ней национальную и религиозную дискриминацию. Эта часть шляхты рассчитывала найти в Русском централизованном государстве защиту от произвола магнатов, укрепление своих политических, экономических и классовых позиций, в том числе в отношении крестьян, и ликвидацию национальной и религиозной дискриминации.

Городское население страдало от удушающей политики шляхты, от произвола польских феодалов, национального и религиозного гнета. Оно надеялось, что его положение значительно улучшиться, если Белоруссия войдет в состав переживавшего экономический подъем Русского централизованного государства.

Иными были стремления белорусского крестьянства и городской бедноты. Войну против Польши они, как и украинские крестьяне и казаки, считали освободительной в широком смысле этого слова, несущей, кроме избавления от национального и религиозного гнета, освобождение от крепостничества и барщины, смягчение эксплуатации купечеством и ростовщиками городской бедноты. Таким образом, если на известном этапе борьбы против польской экспансии в Белоруссии и была объективно возможной известная общность, выступления разных социальных групп, то это вовсе не означало, что их внутренние противоречия и устремления исчезли.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках своеобразное воплощение того, к чему, примерно, и они стремились.

Неудивительно, что прибытие в Белоруссию в качестве наказного гетмана полковника Нежинского полка Ивана Золотаренко во главе 20-тысячного казацкого корпуса не могло не создать в юго-восточной Белоруссии соответствующих настроений. Они еще более подогревались тем, что лежавшие рядом Новгород-Северщина и Стародубщина с Мглином и Почепом вошли в административный состав Нежинского полка, а казацкие полки в Белоруссии играли роль не просто дружественных населению воинских частей, как, скажем, московские стрелецкие полки; это были не просто воинские части, а отряды вооруженного украинского народа, восставшего против общих с белорусским народом феодальных угнетателей. По своему духу и составу рядовые казаки были весьма близки к белорусскому крестьянству и городскому посполитству, они были даже в известной степени укомплектованы из них в прошлые годы. В казацких полках была тогда демократическая система организации, и вступление в их ряды было вполне доступным.

Возможно, что Богдан Хмельницкий и казацкая старшина считали юго-восточные белорусские поветы, куда так запросто хаживали казаки, как и на Украине, родственно близкой и весьма важной для жизни Украины территорией.

Посылка в Белоруссию 20-тысячного казацкого корпуса имела своей задачей не только военную помощь царю и защиту от возможного удара в тыл, но, может быть, главным образом, восстание белорусского народа и организацию хотя бы части его вокруг украинских полков, а также расширение территории Нежинского и Черниговского полков за счет освобожденных земель.

Наличие таких тенденций можно усматривать в организации Стародубского полка, в воссоздании Черниговского полка, в просьбах казацкой старшины пожаловать ей села на освобожденной территории, в том числе Старого Быхова - самому Б. Хмельницкому; в желании склонить могилевцев и население других осажденных городов к сдаче Ивану Золотаренко, а не царю, ибо тогда эти города будут пользоваться положением городов Московского государства; 23 в настойчивом и продолжительном стремлении сохранить казацкие отряды на территории Белоруссии.

Золотаренко несмотря на многие и настойчивые требования царя идти к нему под Смоленск, всячески медлил под предлогом того, что, не заняв городов юго-восточной Белоруссии, он этого не может сделать ибо рискует поставить себя под удар с фланга. 24 Действительно, Гомель всегда был базой для ударов на Украину с севера.

В письмах Богдана Хмельницкого к царю слышится забота о белорусском населении. Сообщая в одном из них, что он наказал Ивану Золотаренко не чинить белорусскому населению никаких обид, Хмельницкий просит царя, «дабы ратные т.ц.в. люди никакие им не чинили обиды». 25

Политика царского правительства в отношении белорусского народа была сформулирована еще до начала войны. 7 марта 1654 г. в царской грамоте воеводам русское правительствоуказывало: «А ратным людем приказали б есте накрепко, чтоб они белорусцов крестьянские веры, которые против нас не будут, их жен, и детей не побивали и в полон и….имали, и никакова дурна над ними не делали, и животов их не грабили. И некоторые белорусцы придут к вам в полки, и вы б тех белорусцев нашим государевым жалованьем обнадежили и велели их приводить к вере, что им быть под нашей…рукою навеки неотступно, и нам служить, над полскими и над литовскими людьми промышляли, с нашими ратными людьми сонча заодин. И которые белорусцы похотят быть и нам служить вместе с нашими ратными людьми, и вы б тем людем велели быть на нашей службе… А будет белорусцы с нашими ратными людьми вместе быть не похотят…, а похотят быть особо, и вы б им… начальновочеловека добраго поволили, и тому начальному человеку з белорусцы велели б есте быть с собою в походе, приказали б есте беречь и смотреть накренко, чтобы от них нашим ратным людем какие хитрости не учинились» 26

Русское правительство вполне основательно рассчитывало на поддержку местного населения, на его активную военную помощь. Симпантии белорусского населения к России с особой силой стали проявляться после начала военных действий на территории Белоруссии. Города и села всячески поддерживали русскую армию. «Неприятель этот здесь,- писал современник,- в этих краях берет большой перевес. Куда бы не пришел он, везде собираются к нему мужики». 27 «Здешние города угрожают явно возмущением, а другие наперерыв сдаются на имя царское… мужики молят бога, дабы пришла Москва…» - писали паны с фронта. 28

В польско-литовских правящих кругах считали, что «на мужиков худая надежда, их пуще надобно опасаться». 29 Представители господствующего класса Речи Посполитой, свидетельствовали, что «мужики вели недоброхоты, везде на царское имя здаютца. Как и недавно волость вся велми велика, в которой с пищалми, стрелцов и иных с оружием добрых много, на имя царское присягу учинив, болши злого, нежели самоя Москва, чинят. То же зло, что и Дале распространятися будет, зело опасатися образца казацкие войны и не только, что злого не чинят, но пущи что братья их казаки уже разыгралися и жалованье дают и всяко наделяют». 30

Из этих и ряда других сообщений видны не только симпатии населения к «Москве», но и жгучая ненависть к шляхте. Господствующий же класс пугает не только война с внешним врагом, но и врагом внутренним, война «образца казацкого».

Антипольские, антишляхетсикие настроения белорусского народа, его симпатии к России, а также успехи русского и украинского оружия вынуждали белорусскую шляхту и патрициат изменить свою выжидательную политику и занять по отношению к России определенную доброжелательную, а в некоторых случаях и союзническую позицию.

Классовое родство московского феодального государства, крепостнические статьи Соборного Уложения 1649г., царские грамоты и приказы воеводам в отношении белорусов давали этой части господствующего класса Белоруссии основание надеяться на плохое сохранение своих прав и привилегий, в том числе поместий и крепостных. Больше того переход на сторону России мог принести им новые земельные пожалования и защиту от протеста населения. С этой целью они пытались также возглавить освободительное движение, чтобы направит его по желательному для себя пути. Одним из первых (5 июня 1654г.ст.ст.) перешел на сторону России православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский из Могилева с 14 своими единомышленниками. Царский представитель при украинских казаках Т.Спасителев хотел направить Поклонского к царю, но Иван Золотаренко решил послать его «наскоро к гетману Богдану Хмельницкому, для ведомости». 31

Подробности этой поездки неизвестны. Знаем, что Хмельницкий принимал Поклонского и со своими рекомендациями направил к царю. 32 На обратном пути в Киев Поклонский и сопровождавшие его могилевцы имели встречу с московскими воеводами, которым объяснили цель своей поездки.

Д.Л. Похилевич

Исторически известными казаки становятся вБелоруссии (Великом княжестве Литовском, Русском) с 1471года. В1489году вовремя преследования татар, ворвавшихсяв княжество, сыном Короля КазимираIV, Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельствоо существовании казаков встречается в1499году вуставной грамоте великого князя литовского Александра. В1503году становятся известными казаки князя Дмитрия, которые составляли иррегулярное войско вЛитве. Они были организованы для защиты границ Литвы отнабегов татари подчинялись старостам областей, городов или замков.

В 1508году отряд казаков под начальством брацлавского ивиленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием «славного казака Полюса— русака» разбил другой загон татар.

В1512году казакипод командованием князя Константина Ивановича Острожского икаменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли запределы Руси ворвавшуюся сюга Татарскую орду.

В1516году казакипод начальством Ляндскоронского ходили впоход под турецкий город Белгород где наголову разбили татар итурок, ивернулись домой сбольшой добычей.

В 1528году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек ксебе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект насейм оборганизации особой казачьей стражи в2000человек наодном изостровов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось вчисленности иосваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться нагородовыхи низовых. Потомок князей Гедеминовичей, икнязь Дмитрий Иванович Вишневейкий родившийся вправославной вере сделал первым попытку организовать иобъединить ватаги низовых казаков вСечь. После удачного похода черкасско-каневских ипутивльских казаков наТакар в1556году Вишневецкий наострове Хортица устроил земляной город.

В 1577году казаки воевали против Гданьска который нехотел признавать Стефана Батория своим королем. Вбитве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527человек убили, 1000человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу.

Начиная с 1579года казаки участвовали вЛивонской войне сМосквой настороне Польши. Они участвовали вовзятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами уних были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами кВелижу уДвины и особенно отличились уСтародуба.

Возвратившись с ливонских походов казаки вновь обратили свое внимание наКрым, который постоянно трепетал завсю историю казачества.

В1583году реформой короля Стефана Батория казаки были разделены нареестровых инереестровых казаков.

Первое выступление казаков вБелоруссии произошло в1590году, отрядпод командой Матюши, пополненный местными кре-стьянами игорожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей идаже взял Быхов.

Восстаниепод руководством Криштофа Косинского (1591—1593 гг.) тоже нашло откликв Белоруссии, преимущественно вМогилевском иМинском воеводствах.

В1595годув Белоруссию пришел казацкий отряд Северина Наливайко, который быстро вырос засчет прилива белорусского населения. Повстанцы взяли Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахву, Пинск. В1595году состоялась Буйничская битва, где две тысячи казаков недали себя одолеть 18тысячному войску литовских феодалов. Выданный виюле 1596года предателямиС.Наливайко, после тяжелых пыток был казненв Варшаве. Свосставшими отошло наЗапорожскую сечь более1000 казаков-белорусов.

В 1596году вБелоруссии воглаве сзапорожцем Матвеем Шаулы действовали отряды казаков изместного населения, которые напа-дали напоместья, уничтожали документы, отнимали упанов захвачен-ные ими укрестьян земли. В1602году вБелоруссии действовал отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно приходили вБелоруссию ивпоследующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в1613 году наПинщине ивдругих восточных волостях. Возникновениюих содействовало пребывание здесь казацких отрядов. Накрестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта налитовских сеймиках в 1615—1617 гг.

В начале 1615года отряд казаков, пополненный крестьянами ибеглыми солдатами воглаве сЧеляткой, Коробкой иКаменовским, действовалв Слониме иего окрестности.

Летом 1648года вБелоруссии появился значительный отряд каза-ков под командой Головацкого.

На юге Белоруссии одновременно сотрядами казака Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапкии других.

Казацкие отряды постоянно прибывали вБелоруссию втечение 1648—1649 гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота идругие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты завесну 1649года вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин идругие города сами открыли ворота восставшим. Местное население активно вли-валосьв казацкие отряды. Мещане Пинска, Мозыря, Боб-руйска, Бреста идругих городов вместе сказаками икрестьянами мужественно защищалисьот шляхетских войск.

Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало вка-зацкие полки. Обэтом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл : «Нетолько казаки подняли бунт, ноивсе наши крепостные наРуси кним присоединились ивойско казакам увеличили».

В сообщении овзятии Радзивиллом города Чечерска говорится, чтоон, расправляясь сказаками, перебилих жен идетей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Казацкое движение вБелоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому ссевера войсками Радзивилла.

Казацкий отряд под командой Поддубского, защищавший нагорящих башнях истенах Бобруйск, предпочел по-гибнуть впламени, чем сдаться. Летописец сообщает, что всражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк.

В 1648году сподвижникБ. Хмельницкого полковник Филон (Илья) Гаркуша с отрядом казаков пришел вБелоруссию. Родом онбыл сБыхова. Победный марш поБелоруссии онначал сразгрома польско-литовского отряда стражника Мирского напереправе через реку Березину около местечка Горваль. Вдекабре 1648года осадил Быхов. В1651году с15тысячным отрядом сражался врайоне Припяти. Разгромил посланные против него войска полковника Павши. Вмарте-апреле 1654года был посломБ. Хмельницкого вМоскве.

При всем своем размахе освободительное движение вБелоруссии сохраняло основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого справительством Речи Поспо-литой (1649г.) привел к временному ослаблению казацкого движения вБелоруссии. Однако хотя казацкие войска всвязи сэтим были отозваны изБело-руссии, авдоль левого берега Припяти расставлены заградительные отряды Радзивилла, белорусы несложили оружия ипродолжали бороться против своих угнетателей.

Многочисленные отряды нерасходились подомам. Киевский воевода Кисель, проезжавшийпо Белоруссии 16октября 1649году, писал ко-ронному канцлеру: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться вотрядах идомой пановне пускает». Вапреле 1650года тотже Кисель сообщил королю, что народ возмущен инежелает признавать власть своих панов. Неимея сил терпеть тиранию, онуходит заДнепр, наЛевобережную Украину ивРоссию.

Весной 1651года вБелоруссии поднялась волна казацких волнений, всвязис тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой.

Новое оживление казачьего движения началось вовремя войны между Речью Посполитой иРоссией в1654году. Вэтой войне белорусский фронт имел громадное значение. Стратегический план России иУкраи-ны заключалсяв том, чтобы заставить Речь Посполитую воевать замного сот километровот своих основныхбаз, натерритории, горящей вогне восстаний, подставив свой растянутый фланг итыл под удары. Богдан Хмельницкий направил часть своих полков вБелоруссию для общих военных действий.

Наказным гетманомв Белоруссии был назначен полковник Нежинского полка Иван Николаевич Золоторенко, который возглавлял 20тысячное казачье войско. При осаде Быхова онбыл ранен иумер. Новым командующим был назначен Иван Нечай . В 1655году документы онподписывал как полковник Чаусскийи Новобыховский, атакже полковником Белорусским, Могилевскими Гомельским. В1658году онизменил интересам казачества иперешелна сторону поляков (Гданьский договор), воевал против русских войск, разгромлен под Могилевом, выслан вТобольск.

Кроме Белорусского (Чауского) полка (1654—1659 гг.) натерритории Белоруссии впорядке отпочкования возникли хотя инакороткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда «полками». Примером может быть отряд Дениса Мурашки . В1656году минский воевода всвоем донесении величает Дениса полковником который воглаве казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, исобирал хлеб для полка.

ВИгумене Мурашко дислоцировался втечении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский иНовогрудские поветы.

Натерритории Беларуси для решения боевых задач входили идислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне игородская беднота видели вказацком полковом административном устройстве наУкраине ивказаках свое-образное воплощение того, кчему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением вжизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших встране в XV—XVII вв. измененийв производствен-ных отношениях.

Немало людей, уходили изродных мест впоисках средств кжизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет инаучившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам вборьбес местными ипольско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел вначале южное направление, затем сучетом расширения Русского государства кюжному вектору прибавился восточныйи северо-восточный вектор. Казаки выходцы сбелорусских земель дошлидо Аляски расширяя иохраняя границы державы.

Казаки взяли насебя роль защитников веры иотечества, они сделались вглазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды ичести, стали бессмертными вглазах многих поколений исэтим именем вышлина страницы славянской или вообще мировой истории.

по данным официального сайта

Казачество в последнее время довольно часто попадало в СМИ. Кто называл казаков пророссийской пятой колонной, кто напоминает, что исторически никаких «белорусских казаков» не было. Были только в Украине и в России. «Наша Нива» собрала информацию о казацких общинах, действующих на территории нашей страны, и выяснила, что они собой представляют.

В отличие от России, казачество и белорусское государство почти не взаимодействуют (во всяком случае, официально). В России даже звания генералов казакам вручает полномочный представитель президента. У нас же казаки выдают себе звания сами. За пределами казачьей общины их чины не значат ничего. Казацкий полковник ни в коем случае не ровня полковнику армейскому или милицейскому. Казацкий чин - это просто оценка для своих.

Чины выдаются на Советах атаманов, или Великих кругах. На этих кругах присутствуют представители всех общин, входящих в объединение. На этих же кругах принимаются образцы формы, у каждой белорусской казацкой общины своя, и награды. По большому счету, каждая община может выбрать себе любой образец формы и любое количество наград. Все равно они стоят чего-то только внутри своего объединения.

В Беларуси, как и в России, казаки активизировались во время перестройки. Ранее в СССР не очень поддерживали такую самоидентификацию. Первые объединения появились в середине 90-х. Одним из них было ОО «Белорусское казачество»

«Мы смотрим глазами президента»

С 1995 года и по сегодняшний день «Белорусское казачество» возглавляет верховный атаман, казачий генерал Николай Улахович - бывший военный, вышел в запас в чине полковника.

Николай Улахович, руководитель РОО «Белорусское казачество» - организации, которая поддерживает Александра Лукашенко.

Даже на пенсии он имеет серьезную хлебную должность: сегодня он работает в «Минском областном потребительском союзе».

«В 1654 году по приказу царя [Московского, Алексея Михайловича, во время войны России с Речью Посполитой] был создан Первый казачий полк в Беларуси. Возглавил его казацкий полковник, православный шляхтич Константин Поклонский. Вот с тех пор и пошли казаки в Беларуси», - говорит Улахович.

По его словам, «Белорусское казачество» насчитывает сегодня около 1,5 тысячи активных участников, хотя удостоверений за 20 лет деятельности было выдано около 10-15 тысяч.

Казаки делятся на две категории: родовые и приписные. Первые - это те, кто имеет предков-казаков. Вторые - те, кто решил в казаки «записаться», не имея никаких корней.

В феврале 2014 года двух казаков вообще исключили из объединения с довольно серьезной формулировкой: «За нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики в отношении части коренного населения Республики Беларусь». Одним из них был сотник Андрей Морозов.

«Морозов выступил против крещеных евреев. А ведь это большая группа людей, которая смешалась давно с белорусами», - объясняет Николай Улахович.

Сам Морозов говорит, что высказывался против принятия гражданина Израиля в казачество. Он вообще полагает, что казаки - небольшая отдельная нация, вроде поморов или мордвы. Улахович считает такую позицию неприемлемой.

«Мы сословие, а не нация. И в Беларуси, и в России хватает тех, кто считает, что казаки произошли от скифов, и это такая малая народность. Я против такой позиции».

Кроме того, Улахович категорически против любой коммерческой деятельности в рамках казачьего движения. Иначе, говорит он, не сохранишь казацкий дух. Сохранить тот же дух помогает и православие. Людей другого вероисповедания в «Белорусское казачество» просто не принимают.

Почти каждый казак имеет чин. «Это не воинское звание. Что за казак без чина?» - комментирует Улахович.

Получить чин можно за участие в общественной деятельности или за выслугу лет. Но при этом надо занимать соответствующую должность в общине. То есть чин полковника обычному казаку, если он не глава районной или городской организации, дадут вряд ли. При этом любой чин может получить и женщина.

Сам себя Улахович называет «народным генералом». По его словам, свой чин он получил от казаков на Большом круге. Кроме него, есть еще два генерала. И больше не будет.

«Мы остановили практику раздавать генеральские чины. Решили, что генерал должен быть один - верховный атаман», - сообщает Улахович.

«Белорусское казачество» - сообщество абсолютно провластное. Этого не скрывает и ее руководитель. «Я председатель Белорусской патриотической партии, поддерживающей президента. Я был членом одного из штабов Лукашенко во время выборов 1994 года, - говорит Улахович. - А как смотрит президент, так смотрим и мы. На ту же Украину мы смотрим глазами президента. Наша основа - служба государству, несмотря на собственные суждения».

В общем, Улахович осторожен в высказываниях. Даже пожелания озвучивает осторожно.

«Государство недооценивает потенциал нашего казачества. Мы бы с радостью принимали большее участие в общественной жизни», - намекает он.

«Бабы - бесноватые животные»

Другое общественное объединение, «Всебелорусское объединенное казачество», возникло в 1997 году. Во главе его стал казачий генерал Николай Еркович, верховный атаман.

«Еркович пришел к нам в 1997 году по рекомендации одного российского друга-казака. Сам себя предложил руководству. Мы от такого предложения отказались. И он создал свою общину - «Всебелорусское объединенное казачество». Потом некоторые из наших казаков перебежали к нему», - рассказал Николай Улахович.

Точное количество участников «Всебелорусского объединенного казачества» неизвестна. Но член объединения, казацкий полковник Евгений Макаренко, заявляет, что у них около 10 000 казаков по всей Беларуси.


Евгений Макаренко (с иконой, впереди), казачий полковник ОО «Всебелорусского объединенного казачества» - более радикальной структуры.

В общем, структура общины похожа на «Белорусское казачество»: те же чины, те же общие собрания казаков по кругам. Правда, по словам Макаренко, без высшего образования офицерский чин у них не получишь.

«Всебелорусское объединенное казачество» сотрудничает с ОО «Русь» (общественным объединением русских в Беларуси, которое находится в тесных отношениях с организацией «Русь молодая», тесно связанной со структурами, которые финансируют пророссийские силы в странах бывшего СССР). В «Руси» даже существует нечто вроде казацкой фракции. Она имеет название «Казаки Святой Руси» и часто принимает участие в разного рода мероприятиях.

При этом, если верить Евгению Макаренко, «Всебелорусское объединенное казачество» поддерживает идею о том, что казаки - это отдельная нация со своими традициями. Казацкую форму, или «справу», как они ее называют, Макаренко считает национальным костюмом, таким же, как вышиванка у белорусов.

«Казаки - один из четырех основных древних [русских] этносов. Остальные три - великороссы, белорусы и малороссы», - говорит Макаренко.

Стать казаком в этой общине можно также или по рождению, или приписным. Приписные должны выдержать испытательный срок: от 6 месяцев до года. Национальность особой разницы не имеет. Главное, опять же, православная вера.

«Мы считаем, что католическая церковь - одна из сестер наших, но сестра, которая сбилась с пути. Католик служит не Богу, а его заместителю на Земле - Папе Римскому. А мы служим Господу Богу! - говорит Макаренко. - Детям с самого рождения мы доносим такое мнение, что они принадлежат не себе, а Богу и Отечеству».

В общем, по версии Макаренко, много казаков вышло из «Белорусского казачества» именно потому, что там начали увлекаться «экуменической верой».

Картина мира у самого Евгения Макаренко довольно проста. В Украине воюют «антифашисты» (ДНР и ЛНР) с «фашистами». Порошенко управляет США. А белорусские националисты хотят устроить Майдан в Минске.

«К националистам мы относимся резко негативно. Национализм - это раковая опухоль общества. То, что они нам насаждают, это же даже не белорусский язык», - возмущается Макаренко.

В Европе, по его мнению, вседозволенность и гей-парады, и нам туда не надо. А избиение российскими казаками участниц панк-группы Pussy Riot казачий полковник поддержал и рассказал почему.

«Не путайте женщину и бабу. Женщин бить нельзя. А баб - можно и даже нужно. Потому что женщины - светлые существа, равные мужчинам. Они несут в себе образ Божией Матери, - объясняет Макаренко. - А бабы - бесноватые животные».

Казачьего генерала Бакланова, который был направлен на подавление восстания 1863 года, Макаренко считает героем. К Шкуро, казаку, который был офицером Вермахта, у него отношение неоднозначное: с одной стороны, он действительно герой, говорит Макаренко, но его деятельность в вермахте не поддерживает.

«Мы с большим уважением относимся к генералу Вермахта фон Панвицу. Это был командир казачьего корпуса Вермахта. Он был очень достойным офицером. Когда его казаков выдали СССР, он решил остаться с ними, и в результате его повесили. Я понимаю про Вермахт, но даже к врагам нужно относиться с уважением, тем более к таким, кто уважал казачество», - уточняет Евгений Макаренко.


«Военно-патриотические сборы» в Гродно, с участием инструкторов центра «Казачий Спас». «Казачий спас» многие считают самой пророссийской структурой.

«Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях»

«Ваша община, так называемые независимые СМИ, распространяет о нас ложь. Наши материалы извращаются, информация целенаправленно искажается», - говорит Петр Шапко, руководитель центра «Казачий спас». - Я вашей газете не доверяю».

Именно «Казачий спас» часто проводит молодежные военно-патриотические сборы, которые потом называют в СМИ пророссийскими». Сам Шапко это отрицает.

«В политику мы не лезем. Мы православные люди и патриоты своей Родины. Мы не хотим, чтобы из молодежи вырастали наркоманы. Мы выступаем за нормальное мужское воспитание для мальчиков и женское - для девушек. «Казачий спас» - это центр, который действует в рамках ОО «Город без наркотиков». Военно-патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений нашей деятельности. Мы активно работаем с молодежью, проводим лекции, экскурсии, занимаемся профилактикой наркомании, - объясняет Шапко. - Среди наших членов хватает тех, кто был и в «Белорусском казачестве», и во «Всебелорусском объединенном казачестве». Но люди оттуда вышли, так как нам не давали там работать».


Руководитель центра «Казачий спас» Петр Шапко отвергает обвинения в пророссийской деятельности

Сам Шапко пришел к казачеству после воцерковления. Предков из казаков он не знает, но считает, что казацкая кровь у него есть. В общем, себя и своих соратников Шапко называет новой волной казачества. Например, чинов в «Спасе» нет. Как нет и верховного атамана.

«Мы против того, чтобы в современном казачестве существовали эти звания. Само наличие этих звезд, орденов и медалей превращает казачество в ярмарку тщеславия. А казак должен служить. Мы видим развитие казачества как мужской общины, которая потом может влиться в систему территориальной обороны Республики Беларусь», - говорит Шапко.

Попасть в «Казачий спас» не так просто. Можно принимать участие в мероприятиях, но, чтобы считаться полноценным членом общины, нужно пройти испытательный срок: от 1,5 до 3 лет. Во время него претендент должен принимать активное участие в жизни клуба. Православие - также один из важных критериев.

Правда, число членов «Казачьего спаса» Шапко назвать отказался. Обвинения в пророссийской деятельности Петр Шапко опровергает, называет это политическим заказом: «Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях. Это ложь. Даже управление по борьбе с организованной преступностью проверяло нас после тех публикаций. Никаких нарушений законодательства не нашли», - говорит он.

Такие дела.

Разного рода казацких объединений в Беларуси много. Точное количество их неизвестно. Считают себя казаками многие, но активных участников «казачьего движения» не так много. Цифры 10-15 тысяч - явное преувеличение. Часто отдельные объединения формируют те, кто по разным причинам не прижился в крупнейших казачьих сообществах.

Так, например, тот сотник Морозов с соратниками создали белорусский «филиал» Стародубского казачьего полка, а некий Сергей Новиков вместе с отцом Владимиром создали «Миротворческую казацкую гвардию». Евгений Макаренко утверждает, что «Казацкая гвардия» вообще позиционирует себя масонской организацией.

Что интересно, масонами «Гвардию» называет и информационный портал БПЦ sobor.by.

В XIII веке на землях Великого Княжества Литовского и Русского (Литвы, современных Беларуси и Украины) при княжеских замках начинают появляться поселения людей, которых в источниках называют как татарами так и казаками. Одни из них исповедывали веру христианскую (православную, крестьянскую), другие ислам (мусульманскую, магометанскую, агарянскую). В большинстве своем эти люди были выходцами из Орды, по тем или иным причинам, из-за несогласия с новыми правителями или порядками решившими покинуть ее ряды.

Во время странствий по Великой Сети сегодня обнаружил интересную статью на эту тему, про историю татар, казаков веры магометанской на землях Литвы. Вот пару цитат из этой статьи:

"Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков."

"Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”."

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его “наисильнейшим из всех князей”. Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.

Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков.

Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи. Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию. В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.

В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.

Более низкие, чем князья должности занимали “Уланы”, в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские .

В те времена у татар-казаков единым измерением был “конь”, это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.

Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.

Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.

Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского “Гродно” (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.

Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”.

В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.

ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).

Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.


Примечания (В.В.Тарковский).


См. приложение.

Лососянка – речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.

Барановичи – поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан – сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).

В Беларуси проживает около 330 кумыков.

В черте г. Гродно.


Апанас Цыхун

заслуженный учитель Беларуси


Перевод с беларусского: Тарковский В.В.



(author unknown)

По бугристому колхозному полю, припорошенному легким снежком, летят кони. Стучат копыта, колышутся гривы и хвосты, а ветер звенит в ушах. «Вперед, вперед, не останавливайтесь!» - кричит подъесаул Григорий Исайков и улыбается скорости и свободе. Гудит рядом трасса М1, машины летят к Бресту и от него, и редкий водитель знает, что проезжает мимо единственной в стране казачьей станицы. С ее атаманом мы беседуем о белорусском казачестве, об истории, войне, бизнесе и мечте, без которой жить нельзя.

Григорий Исайков говорит будто рубит шашкой. Голос у него стальной, а взгляд суровый. Про таких в романах пишут: настоящий казак.

Но мы не в литературном кружке, не в цирке, а в деревне Брестского района с пресным названием Тельмы 2. В этих Тельмах что ни дом, то коттедж. Где-то здесь живут белорусские казаки. Попробуй их отыщи.

Григорий ведет нас к своей хате. У него не курень, а вполне современное бунгало в один уровень. В рабочем кабинете икона, знамя станицы и компьютер. В свободное время Исайков играет в «Танки».

На полке Псалтирь, которую передают из поколения в поколение. С записями, ставшими семейной ценностью. Среди реликвий - грамота, подписанная митрополитом Филаретом. В шкафу - шашка и парадный костюм.

Белорусский казак Григорий Исайков включает на ПК фильм о джигитовке и пытается объяснить нам, кто он такой.

- Я местный. «Тутэйшы», как говорят белорусы. Мой старший брат родился еще там, в Некрасовке, в Украине, а я - уже здесь.

Все началось с восстания атамана Булавина. Часть казаков переселилась в Бессарабию, основав там свое поселение. Среди них были и мои прадеды. В 1939 году туда пожаловала советская власть, а в 1941-м уже составляли списки. Всю семью отправили в ссылку в Казахстан.

Потом отец призвался в армию, тайком, чтобы не раскрылось, что ссыльный. У нас ведь так - казак обязан отслужить. Был недавно случай. Не брали казака в армию. Знакомый взял бутылку коньяка, пошел к военкому. Говорит: «Вот тебе взятка». Тот не понял: «Зачем?» Казак говорит: «У меня внука полтора года в армию не берут, помоги!» Военком удивился: такого он еще не видывал. Через месяц в армию парня забрали.

В общем, отец мой попал в Печи, здесь познакомился с мамой, она тоже из казачек - украинских. Встретились, полюбили, переехали жить под Брест.

- В Беларуси казачество было всегда, - продолжает Исайков. - Чтобы понять это, достаточно посмотреть на карту, на названия. Казаки, Казаковка, Казацкие Болсуны - такие деревни повсюду. Но после вхождения территории Беларуси в состав России казаков отсюда начали насильно убирать. Вывозить из центра государства на Терек, на Урал, на Дон. Тех, кто отказывался, расказачивали, переводили в боярские дети.

В советское время свое казачье происхождение старались не афишировать: власть относилась к нам неоднозначно. Батька мне говорил: «Мы казаки». Но только дома, не при людях. Ни шашки, ни коня - ничего не было. А я бы в детстве жизнь отдал за коня, поверь. Я всегда знал, что я казак.

Сегодня как происходит. У человека дед был казаком, а он спрашивает: «А я - казак?» Ну а кто ты? Советская власть поработала хорошо.

С перестройкой многое изменилось. В России на государственном уровне принята программа развития казачества, есть войска… В Беларуси… Вот посуди. В стране мирно живут белорусы, русские, украинцы, евреи, поляки. Но если речь заходит о казаках, то все делают круглые глаза. Откуда, мол, кто такие? Да живем мы тут, е-мое!

В нескольких километрах от деревни, где живет Григорий, за небольшой лесополосой расположена ферма. Ну, если можно так ее назвать. Здесь есть конюшня, загон для лошадей, площадка для джигитовки. Эта ферма должна была стать основой для комплекса «Казачья станица», но в комплекс превратиться так не смогла. Почему, Исайков расскажет нам чуть позже.

- Смотри, какая красота, ну снимай же, давай! - командует он, показывая на уносящихся в морозную даль лошадей.

Григорий возобновляет рассказ:

- Сейчас в России даже в паспорте пишут «казак». Хотя исторически это вроде бы сословие. Но вы скажите, было ли еще какое-либо сословие со своей армией, своим правителем, с народным самосознанием? Казачество - это феномен со всеми признаками нации. Даже территорией мы обладали, если взять Дон, например. Толстой говорил, что граница Российской империи проходит по луке казачьего седла. 2 тысячи казаков могли с легкостью разбить 15-тысячное войско неприятеля, имея потери в живой силе в 16 человек. Все страны пытались повторить казачьи войска, но ни у кого не вышло. Лучше всех об этом сказал один английский лорд: «Повторить их невозможно, потому что казачество - это особое состояние духа лучших сынов восточных славян».

А дух казачества - это вера православная и защита родины. Как было, так и осталось. В России и сейчас есть реестровые казачьи войска, которые несут службу по охране границы. В Беларуси такого нет.

У конюшни нас встречает мужчина в камуфляже с надписью «Охрана». Это оренбургский казак Андрей. «Женился, переехал в Беларусь», - буднично рассказывает Андрей свою историю.

- Неправильно объясняешь! - поправляет Исайков. - Надо говорить: узнал, что в Беларуси есть такая станица, где возрождается казачество, и сразу же рванул сюда.

Сейчас в станице (пока это, скорее, условное наименование) 20 казаков и 30 кандидатов. А Григорий - ее атаман. В конюшне две лихие казачки берут у лошадей кровь на анализ. Те бьют копытами, волнуются. Кусачий пес контролирует процесс. Холодно, ветер морозит до кости.

В Беларуси сегодня несколько общественных организаций, которые объединяют казаков. РОО «Белорусское казачество», в состав которого входит станица под Брестом, - одно из крупнейших. Имеет региональные структуры и руководителей на местах. У казаков есть форма, есть традиции и ритуалы. Есть чины: подхорунжий, хорунжий, сотник и так далее - присвоение которых зависит в том числе от реального воинского звания, образования, общественной активности. Наш собеседник - подъесаул.

- Организация объединяет потомков казаков и людей, к ним по духу близких, - поясняет Григорий. - Мне батька рассказывал: вот живет казак, вот мужик, вот опять казак. Не было никакой возможности у мужика стать казаком, как бы он ни хотел. Но сегодня все иначе.

- Что надо сделать, чтобы стать казаком? - интересуемся.

- Совершить подвиг! - смеется атаман.

- А серьезно?

- Написать заявление. И все-таки по возможности обосновать свое желание.

Всего в Беларуси казаков не больше тысячи. Это официально. По подсчетам Исайкова, только в Бресте их 5-10 тысяч - тех, у кого остались корни. Тут-то и кроется основной ребус, который подъесаул пытается решить.

- Про общественные организации я бы много не говорил - потому что нечего, - рассказывает Григорий. - Все пустое. Я понял, что людям надо дать что-то повесомее болтовни. Особенно молодежи. Форму, коня, шашку - то, о чем я в своем детстве только мечтал. Несколько ведь поколений мы потеряли, ослабла между ними связь… Как ее восстановить?

Как-то на Пасху стояли возле местного монастыря. Идет женщина, спрашивает: «Кто такие, чего вырядились?» Казаки, говорим. «Какие вы казаки?» Как лезвием по сердцу полоснула. Решил, что просто ходить в форме - не то. И собрался тогда сделать станицу. Сначала брал в аренду конюшню, занимались на колхозных конях. Потом взял землю в фермерское хозяйство. Построили новую конюшню, своими руками. Купили коней, молодых, каждый по $300-400 в то время стоил. Начали развивать джигитовку. Пригласили инструктора с Дона. Снимал ему квартиру, зарплату платил из своего кармана. Потянулась молодежь.

А потом я решил все это дело развить. Мне говорили: ты, Гриша, не бизнесмен, а конюх. Но я рискнул. Пригласил инвесторов, ввел их в состав фирмы, отдал 80% акций. Инвесторы обещали построить комплекс «Казачья станица» с гостиницей, рестораном, джигитовочным стадионом, большой конюшней, крытым павильоном… Планировались большие вложения.